Россия может собрать коалицию для разговора с Норвегией — Лавров
Россия допускает возможность обращения к странам, поставившим в 1920 году свою подпись под Договором о Шпицбергене, с предложением обсудить выполнение этого договора Норвегией, заявил 21 апреля министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров на круглом столе с представителями Фонда публичной демократии имени А. М. Горчакова.
Круглый стол проходил в формате видеоконференции.
«Мы действуем параллельно и в рамках наших двусторонних отношений с норвежцами, и в рамках собирания коалиции в защиту этого договора 1920 года», — сказал министр.
Однако, по его словам, конструктивный диалог между Россией и Норвегией по вопросу о Шпицбергене до сих пор не сложился, хотя министерство иностранных дел России неоднократно излагало норвежской стороне свою озабоченность состоянием выполнения отдельных статей договора.
Россия предлагала Норвегии проведение консультаций, однако норвежцы, которые, как сказал Лавров, «всегда славились уважением к международном праву», запросы России игнорируют.
Российский министр высказал в своей речи предположение, что некоторые государства хотели бы использовать сложную ситуацию, сложившуюся в этом вопросе, для того, чтобы занять наблюдательную позицию в ожидании исхода процесса.
Кому-то хочется, сказал он, «чтобы норвежцы максимально нас ущемляли и в итоге создали условия, при которых мы бы свернули свою деятельность».
Напомним, Договор о Шпицбергене был подписан Великобританией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией в 1920 году.
Согласно этому договору, суверенитет над Шпицбергеном, со статусом демилитаризованной зоны, был закреплен за Норвегией, а всем государствам — подписантам было дано право заниматься хозяйственной и научно-исследовательской деятельностью на архипелаге и в его территориальных водах.
В 1935 году СССР присоединился к документу.
Разногласия между Россией и Норвегией вызывает то, что в договоре отсутствует четкое описание морских границ применения договора и Норвегия, по мнению российской стороны, их искусственно расширяет.
В 2002 году норвежским властями принят закон «Об охране окружающей среды», согласно которому уведомительный характер деятельности на архипелаге сменился разрешительным, 65% территории архипелага получило статус заповедных зон. Россия считает, что этот закон ограничивает экономическую активность на архипелаге.