Шииты Ирака заняли выжидательную позицию и не доверяют властям Сирии — Amwaj

Шиитское духовенство Ирака заняло выжидательную позицию по отношению к приходу к власти в Сирии новых сил, пишет 22 февраля британский аналитический ресурс Amwaj.media со ссылкой на многочисленные источники в семинариях Наджафа.
В то время как политический класс Ирака оказался втянут в последствия свержения бывшего президента Сирии Башара Асада, аналитики отметили молчание шиитского духовенства страны. Источники однако отмечают, что последователи великого аятоллы Али аль-Систани глубоко вовлечены в этот вопрос и заняли позицию «выжидательной тактики» на фоне быстрого развития событий.
Каковы бы ни были факторы, мотивирующие кажущееся молчание шиитского духовного истеблишмента, оно, тем не менее, может иметь политические последствия, учитывая глубокие разногласия по Сирии в правящей в Ираке Шиитской координационной структуре.
Именно по этой причине высшая религиозная власть в Наджафе, известная как Марджайя, стремится поддерживать хотя бы видимость политической беспристрастности. Однако в конечном итоге это может оказаться трудновыполнимым, особенно с учетом того, что основные шиитские святыни в Сирии могут оказаться под угрозой.
Глава иракского Центра стратегических исследований Аль-Набаа Хашем Аль-Кинди сказал Amwaj.media, что отсутствие публичного комментария от великого аятоллы Систани является «позицией в себе».
Ссылаясь на заявления нового временного президента Сирии Ахмеда аш-Шараа о том, что Ираку «нечего бояться» от правления суннитов, Кинди добавил, что «религиозный орган [Марджайя] оценит, соответствуют ли их действия их словам».
В прошлом месяце Шараа возглавлял суннитскую исламистскую организацию Хайят Тахрир аш-Шам (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которая свергла Асада в декабре. Примечательно, что в годы после вторжения под руководством США в 2003 году Шараа присоединился к «Аль-Каиде» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Ираке, а затем основал сирийское отделение этой боевой организации.
Между тем источники, близкие к аятолле Мухаммаду Таки Аль-Модарреси, которого широко считают одним из самых влиятельных шиитских религиозных ученых, предполагают, что он разделяет позицию Систани. Абдул-Хассан Аль-Форати, иракский священнослужитель и профессор семинарии в Наджафе, сказал Amwaj.media, что Модарреси «поддерживает право сирийского народа… [выбирать] систему управления, которая ему подходит», подчеркивая, что это должно происходить посредством «свободных и справедливых выборов».
Форати далее заявил, что Модарреси выступает за уважение разнообразного религиозного состава Сирии, и подтвердил свое неприятие культуры «такфири». Обозначая отлучение от ислама — и обычно используемое шиитскими властями для обозначения суннитских боевиков — ссылка на культуру «такфири» также может быть истолкована как намек на бывшую связь Шараа с «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Ираке и, в более широком смысле, с группировкой «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
На этом фоне Форати призвал лидеров ХТШ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), ныне правящих в Сирии, «успокоить иракцев, регион и международное сообщество» действиями, которые «докажут их приверженность построению гражданского государства, уважающего гражданские права и свободы». Всё это говорит о том, что более активное и публичное вмешательство со стороны шиитских религиозных кругов Ирака может быть назревшим, хотя и подкрепленным большой долей осторожности.