Эксперт: кадры, отвечающие за оборону страны, нуждаются в системных знаниях


Подготовка кадров для ВПК, по сравнению с советским временем, стала гораздо хуже заявил преподаватель Московского авиационного института, профессор факультета «Информационных технологий и прикладной математики», доктор физико-математических наук, 24 февраля сообщает ИА Красная Весна.

ИА КВ: Вы работаете на выпускающей кафедре. Как Вы оцениваете подготовку студентов, которые сейчас приходят к вам с младших курсов?

«По сравнению с СССР подготовка стала гораздо слабее. Зато теперь рапорта и отчётность — "на высоте". Индивидуальный план преподавателя разбух до 30 страниц! Никогда такого не было, а студентов готовили гораздо более сильных.»

Как на это влияет болонская система?

«Трудно поверить, но наш серьезный факультет — "Информационных технологий и прикладной математики" — тоже теперь выпускает бакалавров. Конечно, специалисты сильнее, чем бакалавры!»

Какая нашему государству от этого польза?

«Считается, что есть магистратура, чтобы подготовить специалиста. Но особо желающих там учиться нет. Если государство считает, что можно дать диплом — значит, государство считает, что можно идти работать. В банк, например».

Магистратура действительно обеспечивает подготовку специалистов?

«Магистратура рассчитана на вечернюю форму. И с одной стороны, магистр может работать по специальности. С другой стороны, как следует учиться полноценно работающему трудно. В результате спецкурсы "магистры" посещают плохо. О какой полноценной подготовке может идти речь?»

Работают ли те, кто учится в вашей магистратуре, в НИИ военно-промышленного комплекса?

«На предприятиях ВПК строго с режимом работы. Навстречу тем, кто учится, там теперь не идут. Поэтому в основном "магистры" занимаются „халтурой“.»

Предприятия ВПК при каждой возможности жалуются на нехватку подготовленных для их конкретики кадров. Но получается, что на деле они не заинтересованы в специалистах?

А с вашей кафедрой, как выпускающей, работодатели взаимодействуют?

«В СССР работодатели были очень заинтересованы в выпускниках. На последних курсах в институт приезжали их представители, беседовали с будущими специалистами. Лучшие выпускники имели возможность выбрать среди самых знаменитых "фирм". Выпускник с удовлетворительной успеваемостью также не оставался без работы по специальности — в его образование вложены государственные деньги.

Когда кафедра «Дифференциальных уравнений» еще существовала, она взаимодействовала с РАН. А теперь и этого нет».

Расскажите, пожалуйста, о кадровой политике. Принимают ли сейчас новых преподавателей?

«Новых не берут: утверждается, что и так не хватает нагрузки. А когда эта нагрузка приходит из учебного отдела, то оказывается, что все перегружены. Преподаватели общих специальностей (на младших курсах) перегружены очень сильно. Если сравнить с нормами СССР — в два раза и более».

Коснулась ли МАИ такая модная в последнее время реорганизация ВУЗов?

«Мало того, что качество подготовки студентов падает с 90-х. Идет так называемая оптимизация ВУЗов. В 2015-м году соединили МАИ с МАТИ. Уровень МАТИ гораздо ниже. И что вы думаете, МАТИ подтягивается к МАИ? Наоборот! И я это наблюдаю не в первом ВУЗе. Например, в МГТУ «МАМИ» та же картина.»

Расскажите, пожалуйста, подробнее.

«Во-первых, каждая такая оптимизация — это сокращения. При этом в подразделениях, обеспечивающих учебный процесс, на работе остаются наименее компетентные. Например, уже идет второй семестр, а у меня до сих пор ни плана, ни окончательного расписания. Потому что заменили опытных работников бюро расписания МАИ на молодежь. Но ведь эти новички никогда не преподавали. Они выучились на эффективных менеджеров, и сразу попали на должности начальника отделов. Они не помогают работать, а мешают.

И проблемы "эффективной оптимизации" — не в просто досадных накладках. Например, расформирована кафедра 803 — "Дифференциальных уравнений". Разрушен сработавшийся коллектив, преподавательский и научный! Он рассеян по другим подразделениям. Заведующему и нескольким сотрудникам удалось образовать новую кафедру, но она очень маленькая. »

Все законы и теоремы динамики — это дифференциальные уравнения. Дело касается рассчетов прочности, аэродинамического сопротивления и многого другого. Что останется от динамики без уравнений? «Компетентное потребление» готовых компьютерных программ, без понимания того, что в них заложено. Но надо осознавать всю масштабность таких рисков. Например — какие ограничения вычислительных методов в них учтены или не учтены? Что вообще заложено в этих программах? Кто это туда заложил? А главное — будет закладывать. С какой целью? Что нового может придумать такая аэродинамика, какие ошибки понять? Насколько такой ограниченный подход позволяет прорваться к чему-то принципиально новому? Обстановка требует немедленных, полных и неангажированных ответов на эти вопросы.