Ученые Гарварда: микробы имеют память и действуют осмыслено
Отдельные виды одноклеточных имеют память и на ее основе могут осуществлять осмысленные действия, доказала своими экспериментами команда биологов Гарвардского университета. Их выводы были опубликованы 5 декабря в журнале Current Biology.
Математику и биологу из Гарварда Джереми Гунаварден удалось подтвердить противоречивый опыт американского зоолога Герберта Спенсера Дженнингса. Сто лет назад американец выяснил, что некоторые одноклеточные организмы имеют своего рода память и могут с ее помощью осуществлять сложные действия.
Джереми Гунаварден в описании результатов своего эксперимента разъясняет, что простейшие организмы сначала демонстрируют один вид реакции, но если стимулирование не прекращается, они могут принять решение и изменить свою стратегию. Считается, что у инфузорий нет мозга, но опыты показывают, что всё же существует некий механизм, позволяющий им «менять свое мнение».
Так, инфузории Stentor roeselii при контакте с частицами кармина, которые вызывают у данных одноклеточных раздражение, отодвигались от данного вещества. Если это не удавалось, они меняли поведение и начинали вращать своими волосками в противоположную сторону, отталкивая керамин. Если же и это не давало результата, то инфузории уплывали в сторону.
Указанные эксперименты не могли повторить много десятилетий. По мнению Гунавардена, неудачи происходили из-за проведения опытов с другими инфузориями. И лишь когда в опыте были снова использованы инфузории Stentor roeselii, команде ученых удалось получить аналогичные первому эксперименту результаты.
При этом было замечено, что изменение стратегии реакции на раздражитель имеет вероятность 50%. На основании чего инфузория делает свой выбор, исследователи пока сказать не могут. Однако они полагают, что ответ на этот вопрос поможет разобраться в механизме возникновения метастаз рака.
Джереми Гунаварден предположил, что одиночные клетки способны на самостоятельное мышление, сопряженное с обработкой ими поступающих внешних сигналов и принятием на этой основе сложных решений.
«Учитывая то, что вся жизнь на Земле происходит из одного источника, наше открытие имеет широкое применение и очень важное значение для всей биологии», — отметил Гунаварден.
Читайте также: Почему выводы гарвардских ученых излишне сенсационны