Ученые: работоспособность снижается даже при слабом транспортном шуме

Изображение: © ИА Красная Весна
На улицах города Ростова-на-Дону
На улицах города Ростова-на-Дону

Лабораторное исследование, показавшее негативное влияние на производительность умственного труда даже легкого фонового дорожного шума, провели ученые из отдела прикладной акустики Технологический университет Чалмерса (Швеция), 19 мая сообщает пресс-служба университета.

В ходе экспериментов 42 их участника прошли тест на производительность, подвергаясь воздействию фонового дорожного шума различных характеристик. Они должны были наблюдать за экраном компьютера и нажимать на кнопку при появлении на нем каждой буквы, кроме X.

Кроме того, их попросили заполнить форму, называемую индексом нагрузки (NASA TLX), с помощью которой производится измерение субъективной оценки загруженности при выполнении задания.

Как показали полученные результаты, дорожный шум снижал производительность, и сами испытуемые отмечали, что им было труднее выполнять задание из-за дорожного шума на заднем плане.

Результаты исследований, проведенных в рамках проекта «Виртуальное акустическое городское пространство для обеспечения здоровья и безопасности», ученые представили в статьях «Дорожный шум умеренного уровня влияет на когнитивные способности: имеют ли значение временные изменения, вызванные расстоянием?», опубликованной в International Journal of Environmental Research and Public Health, и «Модельное исследование воздействия низкочастотного шума в помещении из-за дорожного движения», опубликованной в журнале Building Acoustics.

Соавтор статей, аспирант отделения прикладной акустики архитектурно-строительного факультета Чалмерса Леон Мюллер рассказал о проведенной работе:

«Уникальность нашего исследования заключается в том, что мы смогли продемонстрировать снижение производительности при уровне шума всего 40 дБ, что соответствует обычному уровню шума в офисе или на кухне».

На испытуемых воздействовали двумя звуковыми последовательностями, которые имитировали шум грузовиков, проезжающих на расстоянии 10 и 50 метров. Обе последовательности были нормализованы к одному и тому же общему уровню в помещении 40 дБ.

«Аудиоэпизод, имитирующий более близкие проходы, где звук значительно меняется по мере проезда автомобиля, обычно больше всего беспокоил испытуемых, — отметил Мюллер. — Это может быть связано с тем, что движение, которое находится дальше, воспринимается как более ровный гул».

Полученные научные результаты подчеркивают существующую ситуацию с негативным воздействием дорожного шума на здоровье и работоспособность. Она усугубляется тенденцией уплотнения жилой застройки, при которой расстояние между дорогами и новыми здания сокращается как в городах Швеции, так и других странах, что стало глобальной тенденцией.

Шведские правила при определении мест, где разрешено жилищное строительство, основаны на среднем уровне наружного шума за 24-часовой период и не принимают во внимание пики низкочастотного шума, которые сильнее влияют на здоровье человека.

Исследование по моделированию низкочастотного шума, проведенное профессором прикладной акустики в Чалмерсе Йенсом Форссеном, показало, что такой шум в основном создается интенсивным движением на низких скоростях и его трудно подавить даже соблюдая все строительные нормы и правила по звукоизоляции.

«Расчеты для различных типов фасадов показывают, что трудно добиться идеальной звуковой среды внутри помещений вблизи дорог с интенсивным движением, — указывает Форссен. — Снижение скорости не является решением, поскольку наши расчеты показывают, что воздействие шума в помещении может даже увеличиться при более низких скоростях».

Форссен считает, что часто шум слишком поздно учитывают в процессе планирования городской застройки, и что существуют возможности лучше использовать пространство с точки зрения шумового загрязнения.

Однако исследователи при этом считают, что наиболее эффективное решение — это отказ от уплотнения застройки там, где транспортный шум окажет слишком большое влияние на здоровье и благополучие населения.