Ученые: работоспособность снижается даже при слабом транспортном шуме
Лабораторное исследование, показавшее негативное влияние на производительность умственного труда даже легкого фонового дорожного шума, провели ученые из отдела прикладной акустики Технологический университет Чалмерса (Швеция), 19 мая сообщает пресс-служба университета.
В ходе экспериментов 42 их участника прошли тест на производительность, подвергаясь воздействию фонового дорожного шума различных характеристик. Они должны были наблюдать за экраном компьютера и нажимать на кнопку при появлении на нем каждой буквы, кроме X.
Кроме того, их попросили заполнить форму, называемую индексом нагрузки (NASA TLX), с помощью которой производится измерение субъективной оценки загруженности при выполнении задания.
Как показали полученные результаты, дорожный шум снижал производительность, и сами испытуемые отмечали, что им было труднее выполнять задание из-за дорожного шума на заднем плане.
Результаты исследований, проведенных в рамках проекта «Виртуальное акустическое городское пространство для обеспечения здоровья и безопасности», ученые представили в статьях «Дорожный шум умеренного уровня влияет на когнитивные способности: имеют ли значение временные изменения, вызванные расстоянием?», опубликованной в International Journal of Environmental Research and Public Health, и «Модельное исследование воздействия низкочастотного шума в помещении из-за дорожного движения», опубликованной в журнале Building Acoustics.
Соавтор статей, аспирант отделения прикладной акустики архитектурно-строительного факультета Чалмерса Леон Мюллер рассказал о проведенной работе:
«Уникальность нашего исследования заключается в том, что мы смогли продемонстрировать снижение производительности при уровне шума всего 40 дБ, что соответствует обычному уровню шума в офисе или на кухне».
На испытуемых воздействовали двумя звуковыми последовательностями, которые имитировали шум грузовиков, проезжающих на расстоянии 10 и 50 метров. Обе последовательности были нормализованы к одному и тому же общему уровню в помещении 40 дБ.
«Аудиоэпизод, имитирующий более близкие проходы, где звук значительно меняется по мере проезда автомобиля, обычно больше всего беспокоил испытуемых, — отметил Мюллер. — Это может быть связано с тем, что движение, которое находится дальше, воспринимается как более ровный гул».
Полученные научные результаты подчеркивают существующую ситуацию с негативным воздействием дорожного шума на здоровье и работоспособность. Она усугубляется тенденцией уплотнения жилой застройки, при которой расстояние между дорогами и новыми здания сокращается как в городах Швеции, так и других странах, что стало глобальной тенденцией.
Шведские правила при определении мест, где разрешено жилищное строительство, основаны на среднем уровне наружного шума за 24-часовой период и не принимают во внимание пики низкочастотного шума, которые сильнее влияют на здоровье человека.
Исследование по моделированию низкочастотного шума, проведенное профессором прикладной акустики в Чалмерсе Йенсом Форссеном, показало, что такой шум в основном создается интенсивным движением на низких скоростях и его трудно подавить даже соблюдая все строительные нормы и правила по звукоизоляции.
«Расчеты для различных типов фасадов показывают, что трудно добиться идеальной звуковой среды внутри помещений вблизи дорог с интенсивным движением, — указывает Форссен. — Снижение скорости не является решением, поскольку наши расчеты показывают, что воздействие шума в помещении может даже увеличиться при более низких скоростях».
Форссен считает, что часто шум слишком поздно учитывают в процессе планирования городской застройки, и что существуют возможности лучше использовать пространство с точки зрения шумового загрязнения.
Однако исследователи при этом считают, что наиболее эффективное решение — это отказ от уплотнения застройки там, где транспортный шум окажет слишком большое влияние на здоровье и благополучие населения.