Эксперт из ЕС оценил, рухнет ли рынок зерна, если зерновая сделка сорвется
Если Россия не продлит зерновую сделку, европейцы, вероятно, пострадают больше всего, заявил эксперт-аналитик в области международных сельскохозяйственных и сырьевых рынков Олаф Зинке в статье, 7 июля опубликованной немецким новостным порталом Agrarheute.
Уже сейчас значительная часть украинского зерна поступает на европейский рынок, с огромными последствиями для цен в странах Восточной Европы, пишет Зинке. Черноморское зерновое соглашение может рухнуть. Россия, Украина, Турция и Организация Объединенных Наций до сих пор не смогли достичь соглашения о продолжении экспорта украинского зерна из черноморских портов. Срок действия соглашения истекает 18 июля.
Зинке напомнил, что Москва неоднократно заявляла, что не видит особых шансов согласиться на продление черноморской зерновой инициативы после этой даты, поскольку западные санкции в значительной степени препятствуют ее собственным усилиям по экспорту как зерна, так и удобрений.
Россия не может оптимистично оценить перспективы продления зерновой сделки, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. 30 июня министр иностранных дел Сергей Лавров также заявил, что не видит оснований для продления договоренностей. Замглавы МИД РФ Сергей Вершинин тоже подверг критике «чисто коммерческий характер „черноморской инициативы“», которая далека от декларируемой гуманитарной цели помощи нуждающимся странам.
По данным ООН, к началу июля в рамках соглашения было экспортировано около 32,8 млн тонн. Чуть более половины экспорта составляла кукуруза, а более четверти — пшеница. Значительная его часть утекла в Европу, вызвав переполнение зерновых складов и падение цен на зерно в соседних странах Восточной Европы.
Зинке считает, что если Россия не согласится на продление соглашения, неясно, сможет ли Украина продолжать экспортировать такие большие объемы зерна. Основной проблемой, вероятно, будет высокая стоимость страхования судов. Суда, которые хотят пересечь Черное море, уже должны быть застрахованы на тысячи долларов. Судоходные компании могут неохотно отправлять свои суда через опасную зону без одобрения России.
Транспортировка зерна по железной дороге и автотранспортом или через дунайские порты также может быть очень сложной. Грузовых вагонов на Украине слишком мало, чтобы вывезти всё зерно по суше. При этом транспортная логистика и так уже полностью перегружена.
Фермеры в восточноевропейских странах ЕС, таких как Польша, Румыния и Венгрия, протестуют против больших поставок Украины на их местные рынки. Предполагалось, что это зерно будет проходить транзитом через их страны, а затем отправляться в другие страны. Однако истинное положение дел иное.
Оседающие на рынках Восточной Европы объемы зерна настолько велики, а импортируемое зерно настолько дешево, что это массово разрушает местные рынки и блокирует продажи местных фермеров. Эта проблема может усугубиться, если закончится действие черноморского соглашения, считает немецкий эксперт.