Телефонный терроризм в России. Обзор за 2017 год

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Телефон
Телефон

В 2017 году в российских новостных СМИ появилась новая популярная тема — телефонный терроризм. Связано это прежде всего с массовыми эвакуациями людей во второй половине 2017 г. после ложных сообщений о минировании.

Телефонный террорист может преследовать различные цели. Например, известны случаи, когда школьники срывали контрольную работу звонком о минировании. Случалось даже, что к таким мерам прибегали неудачливые актеры для срыва премьеры в театре. Подобные звонки делаются и из хулиганских соображений.

СМИ считают, что цель телефонного терроризма в России — в срыве работы спецслужб и отвлечении их от реальных происшествий. Постоянные звонки о заведомо ложных террористических актах заставляют органы заниматься «ерундой», тратить деньги и силы.

Анонимные звонки о минировании могут посеять панику среди населения или же, наоборот, притупить бдительность.

Из материалов мировых СМИ выясняется, что реальные террористические акты и другие крупные трагические происшествия, как правило, сопровождаются множеством звонков злоумышленников о новых ожидающихся катастрофах. Таким образом преступники усиливают эффект от запугивания граждан собственно террористическим актом.

В начале сентября 2017 г. Россия столкнулась с массовой информационно-психологической провокацией. Почти в 50 регионах в течение нескольких дней поступило огромное количество сообщений о минировании торговых центров, больниц, школ, университетов и других объектов с большим скоплением людей. Из этих мест были эвакуированы десятки тысяч человек.

При этом ни одно сообщение, как информировало потом МВД, не подтвердилось. В начале октября ФСБ России сообщило, что звонки поступали от четырех граждан РФ, находящихся за границей, однако у злоумышленников были сообщники внутри страны. Отмечалось, что убытки бюджета только за первые дни «телефонного террора» составили 300 миллионов рублей.

Несмотря на успехи в расследовании, с того момента Россию накрыла целая волна новостей о минировании. За одно только 6 октября было сообщено о более чем 100 звонках с угрозами в Москве. В течение нескольких дней новости об эвакуации людей продолжали поступать.

Первый замначальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Игорь Кутровский сообщал Интерфаксу, что за октябрь было «заминировано» более 1,3 тысяч объектов в 52 российских городах, эвакуировано больше полумиллиона человек.

На ноябрьские праздники страну опять ждал шквал сообщений о звонках с угрозами. 5 ноября в одной только Москве спецслужбам пришлось проверить более 20 объектов. Вновь были эвакуированы десятки тысяч человек. 9 ноября после обрушения жилого здания волна звонков о минировании прошла в Ижевске.

Странное совпадение было отмечено 10 ноября, когда взрывные устройства одновременно искали в аэропортах Шереметьево (Москва), Пулково (Санкт-Петербург) и 7 украинских аэропортах.

В середине ноября начальник ГУ МВД России по Москве Олег Баранов сообщил, что звонки о минировании объектов Москвы поступали в основном из Японии, Турции и Украины.

18 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя поездку президента Путина в Петербург для участия в Культурном форуме, сообщил, что поступило около 60 звонков о взрывных устройствах, заложенных в разных объектах по маршруту следования президентского кортежа.

С ноября органы законодательной власти стали разрабатывать поправки к уголовному кодексу для ужесточения наказания за телефонный терроризм. Также была принята поправка в закон о блокировке звонков «телефонных террористов», которая обязывает оператора связи прекратить оказание услуг в случае поступления запроса от правоохранительных органов или Роскомнадзора.

В начале декабря поступили сообщения о минировании одного из зданий ФСБ и приемной Государственной думы. В конце месяца массовые эвакуации прошли в той же Москве, а также Хабаровске, Красноярске и других городах страны. 1 января «телефонный террор» продолжился: за сутки были эвакуированы 14 тысяч человек по всей России.

С начала 2018 года вступила в силу поправка в ст.207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), принятая Госдумой в конце декабря. За ложное сообщение о готовящемся теракте теперь будут наказывать лишением свободы на срок от 3 до 5 лет (ранее — до 3 лет).

Если цель звонков — дестабилизация госструктур, злоумышленник получит до 8 лет лишения свободы. Если из-за ложного сообщения наступила смерть человека или другие тяжкие последствия, его ждет лишение свободы на срок 8–10 лет. В пояснительной записке депутаты подчеркнули, что поправка является ответом на начавшуюся в сентябре волну телефонного терроризма.

В общей сложности с сентября эвакуировано почти 2,5 млн человек в 180 городах России из различных учреждений (больницы, крупные торговые центры, гостиницы, административные здания, транспортные объекты).

Как правило, звонки производятся с помощью IP-телефонии, поэтому обнаружить местонахождение звонившего затруднительно. За исключением случаев 11–14 сентября, основной шквал звонков приходился на праздники.

Россия уже понесла более миллиарда рублей убытков из-за ложных сообщений о минировании.

В числе основных «подозреваемых» некоторыми экспертами с самого начала называлась террористическая организация «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), так как значительное количество звонков производилась с части территории Сирии, контролируемой террористами. Упоминались также некоторые группы и даже спецслужбы Украины.

Комментарий редакции

Российские города прошли «проверку на прочность» телефонным терроризмом в 2017 г. Правоохранители и городские власти достаточно четко реагировали на сообщения, слаженно проводили эвакуации. Но если «телефонный удар» окажется в разы сильнее?