МУС заявил о запуске дорожной карты для организации своей работы в Ливии

Изображение: (cc)Hypergio
Международный уголовный суд.Гаага.
Международный уголовный суд.Гаага.

Международный уголовный суд (МУС) намерен организовать работу своей команды в Ливии, заявил прокурор МУС Карим Хан, 15 мая сообщает ливийский канал The Libya Observer.

По словам Хана, будет запущена дорожная карта, состоящая из двух этапов: первый — это расследование, и его намерены завершить к 2025 году при сотрудничестве с властями Ливии. Второй этап: будет судебным.

Карим Хан заявил, что МУС будет работать над выдачей ордеров на арест лиц, причастных к преступлениям в Ливии и намерен привлечь к ответственности как минимум одного человека к концу следующего года.

Прокурор заявил, что расследования МУС ситуации в Ливии не могут быть раскрыты публично, призвав Совет Безопасности ООН поддержать дорожную карту. МУС будет отправлять запросы на выдачу дополнительных ордеров на арест в ходе расследования.

По словам прокурора, команда суда посетила Ливию 18 раз и собрала более 800 доказательств, включая видео- и аудиоматериалы, а также информацию судебно-медицинских экспертиз.

Хан надеется на открытие офиса МУС в Триполи, что поможет выполнить резолюцию номер 1970 Совета Безопасности ООН.

Также прокурор МУС заявил, что суд расследует убийство бывшего министра обороны Ливии Махди Аль-Баргати и считает, что имеет достаточно доказательств для выдачи ордера на арест в следующем году. Он отметил, что МУС задокументировал сообщения о том, что иммигрантов заставляли участвовать в боевых действиях, когда они находились под контролем ополченцев.

Напомним, 14 мая 2024 года постоянный представитель России в СБ ООН Василий Небензя заявил, что представители России изучили доклад МУС по ситуации в Ливии и узнали из него, что к концу 2025 г. суд планирует окончательно завершить все направления расследования. Таким образом, расследование ситуации заняло ни много ни мало 14 лет.

По словам Василия Небензи, стоит подвести итоги и посмотреть, чем же вообще МУС занимался все эти годы в Ливии. Анализируя действия МУС, можно заключить следующее: бесспорным является факт написания 27 докладов Совету (СБ ООН), главным содержанием которых являлось объяснение, почему расследование идет неудачно.

Вторым бесспорным фактом является то, что СБ ООН передал ситуацию в Ливии в МУС в 2011 году, в самый разгар конфликта. Суд за считанные дни выдал ордер на арест в отношении Каддафи, его сына и начальника разведки. Дальнейшее бездействие в Ливии МУС обычно списывал на тяжелую ситуацию с безопасностью «на земле». Однако в разгар конфликта это не помешало действовать быстро. Как известно, отсутствие проверенной информации МУС компенсировал использованием «фейков» при формулировании обвинений.

Третьим фактом является то, что против повстанцев — не выдали ни одного ордера. И это при том, что при содействии «демократической» бомбардировочной авиации стран НАТО государственность Ливии была разрушена. Преступления других сторон конфликта, включая военные преступления натовской коалиции, МУС также не заинтересовали.

Небензя напомнил, что объявленный МУС в розыск бывший ливийский лидер Ливии Муамар Каддафи — вскоре после этого был зверски убит. Но на это преступление следователи МУС также «закрыли глаза».

По мнению Небензи, «двойные стандарты» и тотальная политизация — это не какая-то уникальная характеристика ливийского досье. Ими пронизана вся деятельность МУС. Особенно показательно продолжающееся бездействие суда на фоне разворачивающейся в Газе трагедии. СБ ООН стоит, наконец, признать, что передача ливийского досье в МУС была ошибкой, которая не должна повториться, и принять давно назревшее решение о его отзыве.