В Минобрнауки обсудили результаты «дистанционки» и ее совершенствование

Изображение: Цитата из х∕ф «Депутат Балтики». Реж. Иосиф Хейфиц, Александр Зархи. 1936. СССР
Студенты на лекции
Студенты на лекции

Опыт работы вузов в период пандемии коронавирусной инфекции и пути развития дистанционного образования обсудил Общественный совет при министерстве науки и высшего образования России, 3 июля сообщает пресс-служба ведомства.

На заседании совета группа ректоров ведущих вузов представила доклад «Уроки „стресс-теста“. Вузы в условиях пандемии и после нее». В докладе утверждается, что вузы успешно справились с введением дистанционного образования во время карантина, что предоставляет возможность для дальнейшего развития такой формы образования.

Создатели доклада считают, что «необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса» для полноценного перевода системы высшего образования в новый формат. По их мнению, этот формат должен сочетать традиционные и дистанционные формы обучения. Авторы сомневаются, что удастся полностью перевести обучение студентов в онлайн, однако дистанционное обучение нужно совершенствовать и тогда у студентов и преподавателей появятся «новые возможности».

Отмечается, что переход на «дистанционку» требует дальнейшего развития программ психологической и социальной поддержки студентов и преподавателей, а также проработки вопросов трудоустройства студентов. Кроме того, студенты не готовы к переходу на самостоятельное обучение в онлайн и необходимо, начиная с первого курса, развивать их самостоятельность.

По итогам доклада глава Минобрнауки Валерий Фальков поставил задачу приспособить систему образования к нуждам изменившегося мира: «Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с Министерством справятся с этой задачей».

Ранее, 2 июля, министры образования стран G20 одобрили опыт перехода на «дистанционку» в России, поставив РФ вместе с Сингапуром на первое место среди всех стран, преуспевших в этом.

Также 2 июня Минобрнауки сообщило, что готовит два сценария начала учебного года: базовый и переход на «дистанционку». В базовом сценарии вузы имеют право переносить начало учебного года на два месяца.

Напомним, 19 мая Минобрнауки опубликовало опрос, проведенный РАНХиГС среди 33 987 преподавателей российских вузов. Подавляющее большинство преподавателей (87,8%) высказались против дистанционного образования, указав, что занятия со студентами нужно проводить в очном формате.

Затем, 21 мая, на совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции президент России Владимир Путин заявил, что дистанционное образование не сможет заменить традиционного. Более того, он расценил «слухи и вбросы» о том, что в стране будет введено дистанционное обучение, которое полностью заменит традиционное, как «откровенную провокацию».

Впоследствии, 22 мая, министр науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и «цифровизацией» учебного процесса. По его мнению, «живое человеческое общение» должно быть в «разумных пределах».