Социолог рассказал интересные факты о дистанционном образовании

Владимир Васин. Школьница.
Владимир Васин. Школьница.

Дистанционное образование вызывает очень негативное отношение, так как лишает преподавателей выбора того, как он выстраивает свой образовательный курс, заявил заведующий лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Дмитрий Рогозин в интервью, опубликованном 28 декабря на сайте учреждения.

«В целом мы зафиксировали очень негативное отношение к дистанционному образованию, и оно сегодня не уменьшилось. Связано это не с самим дистанционным форматом, а в большей степени с обязательностью и принудительностью работы в нем. Речь идет об отсутствии возможности выбора, юридического основания построить какой-то свой преподавательский трек», — рассказал исследователь.

Также на основании социологических данных эксперт подтвердил, что с переходом на дистанционный формат образования на преподавателей и учащихся серьезно выросла нагрузка, связанная в основном в повышении требуемой отчетности и выполнении больших объемов домашнего задания.

Он объяснил это тем, что преподаватели, проводя образовательные курсы, не имеют прямого контакта с учащимися, не видят никакой обратной связи. Он особо подчеркнул, что обратная связь зачастую отсутствует и в реальности, но, задавая вопрос аудитории и получая ответ от хотя бы двух из сорока человек, возникает как минимум иллюзия того, что обратная связь есть.

Поэтому с введением дистанционного образования, когда исчезает даже иллюзия связи, преподаватель испытывает сильную потребность нагрузить слушателей онлайн курса заданием на дом, чтобы получить понимание, доходят ли вообще до кого-нибудь знания, или он разговаривает с черными квадратами, рассказал Рогозин.

Но дистанционное образование еще более-менее удается осуществлять в вузах, в школах ситуация хуже, сказал эксперт. Он пояснил, что школьные учителя, не умея работать в дистанционном формате, превратили уроки в сплошной спрос домашнего задания.

Таким образом, по мнению Рогозина, дистанционный формат не сам по себе явился проблемой, а лишь выявил нерешенные ранее проблемы. «Мой тезис заключается в том, что дистанционный формат, вот такой вынужденный, ужасный, никем не любимый, сработал как лакмусовая бумажка тех проблем, которые были накоплены ранее, но не замечались», — сказал эксперт.