Социолог рассказал интересные факты о дистанционном образовании
Дистанционное образование вызывает очень негативное отношение, так как лишает преподавателей выбора того, как он выстраивает свой образовательный курс, заявил заведующий лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Дмитрий Рогозин в интервью, опубликованном 28 декабря на сайте учреждения.
«В целом мы зафиксировали очень негативное отношение к дистанционному образованию, и оно сегодня не уменьшилось. Связано это не с самим дистанционным форматом, а в большей степени с обязательностью и принудительностью работы в нем. Речь идет об отсутствии возможности выбора, юридического основания построить какой-то свой преподавательский трек», — рассказал исследователь.
Также на основании социологических данных эксперт подтвердил, что с переходом на дистанционный формат образования на преподавателей и учащихся серьезно выросла нагрузка, связанная в основном в повышении требуемой отчетности и выполнении больших объемов домашнего задания.
Он объяснил это тем, что преподаватели, проводя образовательные курсы, не имеют прямого контакта с учащимися, не видят никакой обратной связи. Он особо подчеркнул, что обратная связь зачастую отсутствует и в реальности, но, задавая вопрос аудитории и получая ответ от хотя бы двух из сорока человек, возникает как минимум иллюзия того, что обратная связь есть.
Поэтому с введением дистанционного образования, когда исчезает даже иллюзия связи, преподаватель испытывает сильную потребность нагрузить слушателей онлайн курса заданием на дом, чтобы получить понимание, доходят ли вообще до кого-нибудь знания, или он разговаривает с черными квадратами, рассказал Рогозин.
Но дистанционное образование еще более-менее удается осуществлять в вузах, в школах ситуация хуже, сказал эксперт. Он пояснил, что школьные учителя, не умея работать в дистанционном формате, превратили уроки в сплошной спрос домашнего задания.
Таким образом, по мнению Рогозина, дистанционный формат не сам по себе явился проблемой, а лишь выявил нерешенные ранее проблемы. «Мой тезис заключается в том, что дистанционный формат, вот такой вынужденный, ужасный, никем не любимый, сработал как лакмусовая бумажка тех проблем, которые были накоплены ранее, но не замечались», — сказал эксперт.