В Нижнем Новгороде открылась выставка «Октябрь 100. Полноцвет»
Открытие выставки «Октябрь 100. Полноцвет» состоялось в Нижегородском государственном выставочном комплексе вечером 10 ноября. Об этом сообщает корреспондент ИА Красная Весна из Нижнего Новгорода.
В выставочном зале собралось немало заинтересованных лиц, представляющих разные поколения нижегородцев, неравнодушных к событиям столетней давности. Художники города представили свои работы как уже известные, так и хранящиеся до сих пор в запасниках, но особенно интересны были специально написанные к данной выставке.
Сокураторы проекта, члены Союза художников РФ Ирина Маршева и Михаил Поляков так охарактеризовали выставку:
Выставка представляет собой групповой художественный опыт осмысления событий 100-летней давности в полноте цветов и оттенков, поскольку Великий Октябрь в разное время раскрашивался монохромно: то в тотальный красный, то в черный, то в серый. Полсотни авторов, известных, опытных, молодых, разных, представили свои творческие высказывания на тему Октября. По временным условиям создания и точкам отсчета работы тоже разные: время развитого социализма, перестроечный кризис политических идей, взгляды представителей набирающей обороты капиталистической морали, попытки адаптации идеалов революции к современному пониманию ценностей жизни.
На выставке представлены живопись, графика, скульптура, объекты, плакаты, которые по мысли авторов отражают заданную тему. Работы художников старшего поколения А. С. Усватова, Ю. И. Кузякина, Н. П. Величко несут в себе революционную романтику. Картины В. А. Сафронова и В. П. Малиновского делают акцент на трагических событиях истории. Графические серии Т. В. Быковой и П. К. Рыбакова отличаются пластической выразительностью так, что социально-политические коннотации уступают эстетическому переживанию.
Многие работы молодых авторов лишены повествовательности, построены на эмоциях, ассоциациях и переживаниях. Есть ряд абстрактных композиций, которые по мысли художников отражают динамику одного из напряженнейших этапов отечественной истории. Не лишним будет напомнить, что абстракция как направление в изобразительном искусстве возникает за несколько лет до Великой Октябрьской социалистической революции в творчестве русских художников В. Кандинского и К. Малевича и отражает смутные предчувствия социально-политических потрясений.
Особенностью данной выставки является то, что целый ряд произведений был создан специально на тему Октября для экспозиции. Их легко узнать по датировке на этикетках. Значит, до сей поры этот период и этап нашей истории продолжает интересовать и волновать художников, заставляет обращаться к нему, опираясь на свой личный опыт и возможность более объективного художественного подхода к сюжетике и способам ее отражения.
Одним из направлений творческой деятельности в искусстве советского периода было увековечивание памяти ярких деятелей Октября в скульптуре. На выставке показана небольшая часть одной личной тематической коллекции кабинетной скульптуры, собиратель которой своеобразно свел под знамена Революции целый ряд значимых и узнаваемых исторических личностей.
В выставке принимают участие и очень молодые авторы. Картина А. Мазанова «Изгнание (Гламурная революция)» носит характер живописного манифеста, в острых современных образах раскрывающая проблемы современной молодежи, воспитанной вне жестких идеологических рамок советской эпохи. Работа передает то реальное социальное напряжение, от которого невозможно отмахнуться, но и рецептов его преодоления в природе, пожалуй, нет.
Один из участников выставки, создатель направления «советский пин-ап» в современном искусстве В. Барыкин, откликнулся на заданную тему как всегда искрометным и точным плакатом «А ты помнишь великие даты!»
Особую миссию на выставке выполняют сюжетно-тематические панно Л. В. Галкина, наследника традиций мастерской лаковой миниатюры. Л. В. Галкин создал серию работ «Навстречу 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции». Серия была выполнена на основании глубокого проникновения в последовательность исторических событий, их предпосылки и последствия. Эта изобразительная энциклопедия выстраивает перед зрителем сюжеты, многофигурные композиции, батальные сцены Октябрьской революции и последовавших за ней событий через миниатюрные изображения реально живших в то время людей.
Выставка представляется организаторам своеобразной, драматичной, многогранной, но далеко не законченной коллекцией произведений искусства, главная тема которой волнует и интересует людей, безоговорочно признающих тезис о том, что без прошлого, без осмысления его достижений и разочарований, успехов и трагедий нет будущего.
Напомним, что в настоящее время в Нижнем Новгороде на разных площадках работают несколько художественных выставок, посвященных Октябрю.