Турция откроет четыре языковых центра на территории Ирака

Изображение: (сс) Patrick JEAN
Желтая анаконда
Желтая анаконда

Институт Юнуса Эмре (YEE) в ближайшее время откроет четыре новых центра в Ираке, заявил глава YEE Шереф Атеш 30 июля в интервью Daily Sabah.

Атеш рассказал, что в Ираке есть значительный спрос на центры Юнуса Эмре, позволяющие продвигать турецкий язык и культуру. Турция планирует открыть центры в Багдаде, Эрбиле, Мосуле и Киркуке, добавил он.

Глава YEE сообщил, что в 2020 году его организация открыла центр в городе Аазаз на севере Сирии. Атеш отметил, что население районов, освобожденных от терроризма, изначально составляло 20-30 тысяч человек, но беженцы возвращаются и теперь там проживает около 500 тысяч человек.

По словам чиновника, Турция стремится поддерживать все аспекты жизни в регионе, включая здравоохранение, образование, безопасность и развитие сельского хозяйства.

«Культура означает переустройство разума», — подчеркнул Атеш и уточнил, что подконтрольная ему организация преподает турецкий язык более чем 105 тысячам студентов в регионе. Он добавил, что Турция стремится распространять свою культуру везде, где находится.

В Турции в 2021 году отмечают год поэта XIII века Юнуса Эмре, распространявшего чистую версию раннего тюркского языка. Культурные центры имени Юнуса Эмре используются Турцией для распространения культурного и языкового влияния в различных регионах Азии, Африки и на Балканах.

Территории в районе города Аазаз на севере Сирии были оккупированы турецкими военными и группировками подконтрольной Турции сирийской оппозиции в ходе операции «Щит Евфрата» в 2016 году. Эти территории Анкара использовала для возвращения на территорию Сирии беженцев, которые покинули страну за время гражданской войны, начавшейся в 2011 году.

Комментарий редакции

Институт имени Юнуса Эмре, наряду с Управлением по делам религии (Diyanet) является одним из ключевых элементов турецкой «мягкой силы». Возглавляющий его чиновник не стесняясь рассказывает, что культура используется «для переустройства разума».

Конечно, далеко не все беженцы, вернувшиеся благодаря Турции на сирийскую землю, в восторге от действующей сирийской власти. Но фактически в ходе операций «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира» Анкара оккупировала часть территории Сирии.

А слова Атеша о преподавании турецкого языка более чем 100 000 сирийцев на этой территории означают, что Турция вовсе не собирается оттуда уходить и всеми средствами стремится закрепить свое присутствие. Как материальными — строя мечети, больницы и филиалы своих университетов, так и другими — неся свою культуру и язык.

Если ситуация сохранится на длительное время, жители этих мест будут воспринимать себя скорее принадлежащими к Турции, чем сирийцами. И простого освобождения территорий от оккупантов будет недостаточно, потому что «оккупантами» там будут считать уже сирийских военных.