1. За рубежом: реальный мир
  2. История человечества
Рим, / ИА Красная Весна

Смертность от чумы в Европе не была такой масштабной — ученые

Жюль-Эли Делоне. Чума в Риме. 1869
Жюль-Эли Делоне. Чума в Риме. 1869

Смертность от чумы в Европе в средних веках не была такой всеобщей или широко распространенной, как считалось долгое время, гласит новое исследование, 11 февраля сообщает Heritage Daily.

Чума, называемая Черной смертью, поразившая Европу, Западную Азию и Северную Африку в 1347–1352 годах, является самой печально известной пандемией в истории.

Историки подсчитали, что во время пандемии погибло до 50% населения Европы, и приписывают Черной смерти трансформацию религиозных и политических структур, даже ускорившую крупные культурные и экономические преобразования, такие как Возрождение. Хотя древние исследования ДНК выявили Yersinia pestis как возбудителя Черной смерти и даже проследили ее эволюцию на протяжении тысячелетий, данные о демографических последствиях чумы все еще недостаточно изучены.

Международная группа исследователей, возглавляемая Института Макса Планка, проанализировала образцы пыльцы с 261 участка в 19 современных европейских странах, чтобы определить, как изменились ландшафты и сельскохозяйственная деятельность между 1250 и 1450 годами, примерно за 100 лет до и 100 лет после пандемии. Их анализ подтвердил опустошение, пережитое некоторыми европейскими регионами, но также показал, что Черная смерть не повлияла на все регионы одинаково.

Палинология, или изучение спор и пыльцы ископаемых растений, является мощным инструментом для выявления демографических последствий Черной смерти. Это связано с тем, что антропогенное воздействие на ландшафт в доиндустриальные времена, такое как сельское хозяйство или расчистка местных растений для строительства, в значительной степени зависело от наличия сельских работников.

Используя новый подход, называемый палеоэкологией больших данных (BDP), исследователи проанализировали 1634 образца пыльцы с участков по всей Европе, чтобы определить, какие растения росли в каких количествах, и, таким образом, определить, продолжалась ли сельскохозяйственная деятельность в каждом регионе или прекратилась, или если дикие растения растут, пока давление человека снижается.

Их результаты показали, что смертность от чумы сильно варьировалась, причем некоторые районы страдали от опустошений, которыми стала известна пандемия, а другие испытывали гораздо более легкое воздействие.

Резкое сокращение сельскохозяйственного производства в Скандинавии, Франции, юго-западной Германии, Греции и центральной Италии подтверждает высокий уровень смертности, о котором свидетельствуют средневековые источники. Между тем во многих регионах, включая большую часть Центральной и Восточной Европы и части Западной Европы, включая Ирландию и Иберию, наблюдаются признаки непрерывного роста.

«Значительная изменчивость смертности, выявленная в нашем подходе BDP, еще не объяснена, но местные культурные, демографические, экономические, экологические и социальные условия повлияли бы на распространенность, заболеваемость и смертность Y. Pestis», — сказала Алессия Маси из Университета Ла Сапиенца в Риме.

По словам ученых, различия в смертности от чумы по всей Европе свидетельствуют о том, что чума была динамичной болезнью, а ее распространение и воздействие определялись культурными, экологическими, экономическими и климатическими факторами.