Самые редкие алмазы образуются из останков некогда живых существ — ученые

Изображение: (сс) Géry Parent
Алмаз

Два разных типа редких алмазов произошли от некогда живых организмов на глубине более 400 километров под поверхностью Земли, согласно новому исследованию, опубликованному 20 августа в журнале Scientific Reports.

Существует три основных типа природных алмазов. Первые, самые распространенные — это литосферные алмазы, которые образуются в литосферном слое примерно на 150-250 километров ниже поверхности Земли.

Затем есть два более редких типа — океанические и сверхглубокие континентальные алмазы.

Океанические алмазы находятся в океанических породах, в то время как глубоководные континентальные алмазы образуются на глубине от 300 до 1000 километров глубоко в мантии Земли.

По словам ученых, океанические и сверхглубокие континентальные алмазы кажутся совершенно разными. Поскольку изменение сигнатуры изотопа углерода, называемое δ13C (дельта-углерод тринадцать), может быть использовано для определения того, имеет ли углерод органическое или неорганическое происхождение, прошлые исследователи предположили, что океанические алмазы первоначально образовались из органического углерода, который когда-то был в живых существах.

С другой стороны, сверхглубокие континентальные алмазы имеют чрезвычайно переменное количество δ13C, поэтому ученым было трудно сказать, сделаны ли они из органического углерода или нет.

Однако в новом исследовании, возглавляемом геологом Университета Кертина Люком Дусе, ученые обнаружили, что ядра сверхглубоких континентальных алмазов имеют аналогичный состав δ13C. Удивительно, но это означает, что, подобно океаническим алмазам, эти драгоценные камни также содержат останки некогда живых существ.

«Придавая новый смысл старой пословице о сокровищах, это исследование показало, что двигатель Земли на самом деле превращает органический углерод в алмазы на глубине многих сотен километров под поверхностью, — сказал Дусе. — Поднимающиеся камни из более глубокой мантии Земли, называемые мантийными плюмами, затем переносят алмазы обратно на поверхность Земли через извержения вулканов, чтобы люди впоследствии могли наслаждаться ими как драгоценными камнями».

Вернувшись в литосферу, некоторые из этих глубоких алмазов превращаются в ядра, покрытые неорганической алмазной коркой, изотопы которой соответствуют алмазам из литосферы. Это объясняет, почему их состав δ13C настолько изменчив, отметили ученые.

Однако ученые еще пока не выяснили, почему эти глубокие, редкие алмазы, найденные глубже литосферы, используют этот переработанный органический углерод. «Это может иметь какое-то отношение к физико-химической среде там», — объяснил геолог Университета Кертина Чжэн-Сян Ли.