Бялый: судьба «Северного потока 2» зависит от жесткости позиции Германии
Перспективы рассмотрения иска польского антимонопольного регулятора относительно образования оператора «Северного потока 2» зависят от твердости позиции Германии. Об этом 10 мая сказал вице-президент «Экспериментального творческого центра» Юрий Бялый в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
Сначала эксперт напомнил историю проекта: «Корпорации, финансирующие газопровод „Северный поток 2“ („Газпром“, Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall), в 2016 году получили запрет антимонопольного ведомства Польши на создание консорциума. После этого было принято решение создать и зарегистрировать в Швейцарии отдельного оператора Nord Stream 2 AG (NS2AG), который на 100% контролируется „Газпромом“, но имеет право привлекать для финансирования проекта средства других заинтересованных корпораций».
Во время согласования проекта оператор столкнулся с трудностями, о которых напомнил Юрий Бялый: «До конца 2017 года NS2AG получил разрешения от большинства стран, через территориальные воды и исключительные экономические зоны которых проходит новый газопровод, включая Финляндию и Германию. Однако в конце 2017 г. Дания под давлением США изменила свое законодательство, добавив к экологическим требованиям прокладки газовых труб еще и требования политические („угроза национальной безопасности“). На этом основании Копенгаген может запрещать прокладку газопровода „Северного потока 2“ южнее принадлежащего Дании острова Борнхольм в территориальных водах этого острова, то есть рядом с трубами предыдущего „Северного потока 1“» (см. карту).
Однако, и это препятствие было преодолено: «„Газпромовский“ NS2AG сообщил, что имеет право перенести маршрут труб севернее Борнхольма, в коридор международных вод между континентальной Данией и островом», — напомнил эксперт. Юрий Бялый считает, что в сложившихся условиях у противников газопровода осталось очень мало пространства для маневра: «Поскольку это фактически лишает Данию ее «политических аргументов» (в этом коридоре уже проложены „европейские“ газопроводы), США и послушная им Польша обращаются к последним возможностям остановить „Северный поток 2“, затеяв антимонопольное расследование и обвинив NS2AG (то есть „Газпром“) и его партнеров в фактическом воссоздании ранее запрещенного Польшей консорциума».
«Перспективы удовлетворения иска польского антимонопольного регулятора (и наложения на „Газпром“ и партнеров гигантских штрафных санкций), видимо, решающим образом зависят от твердости защиты проекта Германией. Которой, подчеркнем, очень нужны и „Северный поток 2“, и роль крупнейшего и важнейшего газового „хаба“ Европы», — заключил эксперт.
Напомним, проект «Северный поток 2» по дну Балтийского моря дублирует существующий газопровод из России в Германию. Страны Восточной Европы и Украина считают, что его реализация представляет угрозу безопасности европейских стран и служит политическим инструментом для России. 10 мая глава МИД Германии Хайко Маас подтвердил, что Германия видит в «Северном потоке 2» чисто коммерческий проект.