1. Экономическая война
  2. Отечественное авиастроение
Москва, / ИА Красная Весна

Счетная палата определила, насколько и почему упали поставки самолетов РФ

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
ПО Полёт, филиал ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. Омск
ПО Полёт, филиал ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. Омск

Поставки российских самолетов внутри страны и за рубеж упали в 2020 году почти на 18%, 29 сентября сообщается на сайте Счетной палаты.

В отчете о реализации госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» сказано: «Основными результатами реализации государственной программы в 2020 году являются: в части сохранения статуса России как мировой авиационной державы — поставка на внешний и внутренний рынки 60 самолетов (для сравнения в 2019 году поставлено 73 самолета), 141 вертолета (для сравнения в 2019 году поставлено 153 вертолета)».

При этом главным повлиявшим на такое снижение показателей фактором признается пандемия коронавируса, но к ней все не сводится. Также существенное влияние оказали введение США дополнительных санкций и ограниченность финансовых возможностей зарубежных заказчиков по закупке самолетов и вертолетов в военном и гражданском сегменте.

В меньшей степени снизились в 2020 году поставки авиадвигателей военного и гражданского назначения. Всего поставлен 791 двигатель, что на 6% меньше, чем годом ранее. Поставки самолетов малой авиации (L-410) снизились с семи до пяти.

В то же время крупнейшие авиаперевозчики в РФ увеличили в 2020 году принадлежащую им долю отечественных самолетов с 9% до 10,2%, а вертолетов — с 90,3% до 93,5%. На мировом рынке поставки российских самолетов составили 1%, вертолетов — 10%.

Технические факторы также оказали влияние на выполнение госпрограммы. В частности, Счетная палата указывает на «обнаружение на двигателе ТВ7-117В дефектов, корректировку сроков поставки силовой установки ТВ7-117СТ-01».

Кроме того, в отчете сказано, что имеющиеся возможности производства отечественных самолетов малой авиации — по пять машин в год в 2020–2024 годах — не соответствуют потребностям авиаперевозчиков РФ, которым для обновления парка требуется до 350 машин.

Поэтому создается риск того, что эта потребность будет закрыта за счет приобретения иностранной техники. А производство самолетов на 20–43 пассажирских места в рамках программы вообще не ведется, отмечает ведомство.

«Реализуемые Минпромторгом России меры не обеспечивают создание условий для обновления парка морально и физически устаревшей воздушной техники, в том числе на территориях труднодоступных районов Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов», — сказано в документе.

Счетная палата рекомендует рассмотреть возможности изменения госпрограммы, чтобы обеспечить удовлетворение спроса региональных и местных авиаперевозчиков, которым требуется обновлять парк.