Теневой рынок онлайн продаж табака в 2021 году оценили в 5,6 млрд рублей
Нелегальные продажи табачных изделий и электронных сигарет в российском сегменте интернета достигли 5,6 млрд рублей в 2021 году, говорится в опубликованном 16 марта релизе компании Group-IB.
При этом в более чем 2,3 млрд рублей эксперты оценили теневой рынок электронных сигарет, 2,2 млрд — обычных сигарет, а продажи стиков — в 1,1 млрд рублей. Основной площадкой для незаконной торговли стал в 2021 году мессенджер Telegram, где число подписчиков каналов, специализирующихся на продажах такой продукции, выросло до 1,4 млн.
По мнению специалистов Group-IB «тенденция роста теневого бизнеса продолжится из-за ухода крупных игроков с легального рынка». Эксперты объясняют это повышением на 20% акциза на табачную продукцию в прошлом году, что сразу отразилось на розничных ценах — в среднем цена выросла со 112 до 140 рублей за пачку сигарет. В следствие этого многие курильщики перешли на более дешевые марки — 37% легальных продаж табачных изделий пришлось на сигареты стоимостью дешевле 125 рублей. Часть курильщиков же выбрала другой путь — теневой рынок, где, как говорится в исследовании, «нелегальные торговцы предлагают широкий — около 200 брендов — ассортимент „подпольного“ табачного товара, в том числе поддельного и контрабандного».
Исследованием нелегального интернет-рынка табачных изделий и электронных сигарет Group-IB занимается 2 года и, как отмечается в релизе, в 2020 году, без учета продаж через соцсети, объем продаж оценивался в 500 млн рублей. В прошлом году ситуация изменилась — рынок ушел в мессенджеры. В 2021 году «через мессенджеры было продано товара на сумму 3,5 млрд руб, а на соцсети пришлось 314 млн руб».
Эксперты сообщают, что «как и в случае с нелегальной продажей алкоголя, основной торговой площадкой стал Telegram — в 2021 году здесь работали более 130 каналов, где можно было купить табачную продукцию (в 2020 году их было 100)».