В Китае разработали новые самолеты радиоэлектронной борьбы
Две модели морских истребителей J-15D Roaring Shark, созданные на базе J-15 Flying Shark, оснащенные блоками радиоэлектронной борьбы на крыльях, были замечены на палубе авианосца Shandong, сообщает 23 июля издание South China Morning Post.
Обнаружение новых модификаций двух боевых самолетов НОАК в этом месяце указывает на то, что Китай следует стратегии США по разработке многоцелевых военных самолетов, оснащенных средствами радиоэлектронной борьбы, для современных совместных операций.
Новые истребители были замечены, когда авианосец завершил свое первое плановое техническое обслуживание и ремонт на верфи в Даляне в начале июля. Фотографии варианта J-15D с блоками радиоэлектронной борьбы на законцовках крыла впервые появились в сети в 2018 году. Буква D в обозначении самолета означает Dianzi, что в переводе с китайского означает «электронный». В этом месяце он впервые был замечен на борту авианосца.
А на прошлой неделе китайские военные энтузиасты поделились в Твиттере фотографией нового варианта истребителя J-10, летящего с заметной «спинной конфигурацией» «большого шипа».
Без мощного боезапаса под крыльями J-10C по конфигурации аналогичен американским F-16C/D Block 52 и Block 60 — варианту F-16 с конформным топливным баком и дополнительными усовершенствованными комплексными оборонительными системами радиоэлектронной борьбы, которые Вашингтон несколько лет назад продал Пакистану и ОАЭ.
Китайский военный источник, пожелавший остаться неназванным из-за деликатности вопроса, сказал, что появление J-15D «означает, что новый самолет, скорее всего, станет одним из корабельных истребителей, работающих с другими J-15».
А источник, близкий к ВВС НОАК, сообщил, что без мощных ракет истребитель РЭБ средней массы J-10D не может использоваться для атак, как J-15D и J-16D.
Вместо этого J-10D будет выполнять вспомогательную роль, помогая другим самолетам обнаруживать и подавлять вражеские радиолокационные сигналы, а также выполнять разведывательные и другие оборонительные задачи, сказал источник.
«Но пока вариант J-10D все еще находится на стадии испытаний в Чэндуском авиаконструкторском институте и еще не доработан», — сказал источник.
Чжоу Чэньмин, исследователь научно-технического аналитического центра Yuan Wang в Пекине, сказал, что разработка многоцелевых самолетов радиоэлектронной борьбы на основе существующих платформ боевых самолетов стала новой тенденцией в современной войне из-за экономии средств и эффективности.
НОАК разработала свой первый самолет радиоэлектронной борьбы в 1980-х годах на базе платформы бомбардировщика H-5 в качестве самолета-постановщика помех для сопровождения истребительных соединений.
Это был другой путь по сравнению с США, которые разрабатывали независимые платформы радиоэлектронной борьбы, такие как EC-130 Compass Call, который имеет возможности наступательной контринформации и электронных атак для поддержки воздушных, наземных и специальных войск в совместных операциях.
В 1990-х годах НОАК приступила к развитию собственных бортовых РЭБ на основе своего транспортного самолета Y-8 и бомбардировщика H-6, после того как Пекин увеличил расходы на оборону до двузначных показателей роста на фоне быстрого экономического развития Китая.
Поддерживаемый усовершенствованными радиолокационными системами с активной фазированной антенной решеткой (AESA), Y-8 с тех пор был модифицирован в несколько вариантов, включая Gaoxin, что переводится как High New, и самолеты воздушного боевого центра управления и контроля (ABCCC), которые фокусируются не только на платформах ECM, но также и на платформах бортовой системы предупреждения и управления (AWAS).
По словам Чжоу, в начале 2000-х годов НОАК была вдохновлена модернизацией США своего F-16 Fighting Falcon до F-16CJ в его варианте Block 50 с системами радиоэлектронной борьбы.
Таким образом, НОАК за последние два десятилетия разработала еще три самолета РЭБ — J-16D, J-15D и J-10D, причем первые два были ответом американскому истребителю радиоэлектронной борьбы базирующемуся на авианосцах EA-18G Growler.», — сказал Чжоу.
EA-18G — это специализированная версия двухместного корабельного F-18 Super Hornet, который эксплуатируется на всех 11 действующих авианосцах США.
«J-16D и J-15D спроектированы как самолеты глубокого удара, они будут сражаться с усовершенствованным истребителем-невидимкой J-20 Mighty Dragon или палубными истребителями J-15 в гибридном режиме, чтобы пролететь от 500 до 1000 км (621 миля) для запуска ракет большой дальности, атакующих важные цели, такие как радиолокационные станции, военные базы и командные центры», — сказал Чжоу.
По его словам, J-10D предназначен для противодействия американскому легкому истребителю нового поколения F-35 Lightning II, оснащенному электронно-оптической системой наведения, которая повышает ситуационную осведомленность пилотов и позволяет самолету обследовать интересующие его области.