САДК защищает права местных сообществ в мировой торговле дикими животными
Предложение о включении сельских традиционных общин в обсуждение решений по международной торговле дикими животными, внесенное странами Сообщества развития юга Африки (САДК), не приняли остальные члены Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), сообщает 2 декабря газета Namibia Economist.
Представители сообщества стран Южной Африки, присутствовавшие на конференции CITES CoP19 в столице Панамы, дружно выступили в поддержку позиции своего правительства. Ботсвана, Эсватини, Намибия, Южная Африка, Танзания, Замбия и Зимбабве были особенно активными сторонниками включения сельских общин в обсуждение решений по глобальной торговле дикими животными.
Они аргументировали свое предложение Декларацией ООН о правах коренных народов (UNDRIP), а также крестьян и других лиц, работающих в сельских районах (UNDROP). Одним из их самых убедительных утверждений было то, что CITES отстает в этом вопросе от других многосторонних конвенций по окружающей среде.
Например, Конвенция ООН о биологическом разнообразии (КБР) и Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИКООН) имеют механизмы для участия местных сообществ в их обсуждениях.
В этом году южноафриканские стороны конвенции предложили два ключевых документа по работе CITES. В первом документе предлагалось включить представителей сельских общин всего мира в состав консультативного комитета, который будет вносить свой вклад во все будущие предложения CITES.
«Решения CITES должны учитывать средства к существованию бедных общин, но ключевой вопрос заключается в том, и я в это твердо верю, что сельские общины являются ключом к борьбе с незаконной торговлей дикими животными, которая является серьезной проблемой для реализации CITES», — заявил министр окружающей среды, изменения климата, туризма и международной торговли Зимбабве Мангалисо Ндлову.
Второй предложенный документ включает соображения, касающиеся средств к существованию сообществ, затрагиваемых решениями CITES. Филда Керенг, министр окружающей среды, охраны природных ресурсов и туризма Ботсваны, объяснила, что если посмотреть на общины региона Каванго-Замбези (KAZA), то можно увидеть, как слоны уничтожают средства к существованию и даже убивают людей.
«Нам нужно найти способ, чтобы люди могли получать выгоду от дикой природы, и нам нужны их добровольные действия для ее сохранения, поэтому мы должны работать с ними и приносить им пользу», — добавила Керенг.
Керенг подчеркнула, что необходимы подходы к сохранению дикой природы, ориентированные на человека, которые поддерживают средства к существованию сельских общин, и те, таким образом, включаются в борьбу с преступлениями против дикой природы.
Родни Сикумба, министр туризма и искусств Замбии, поддержав позицию стран Южной Африки, рассказал, что они активно вовлекают традиционные сообщества в принятие решений о дикой природе, направленные на то, чтобы дополнить средства к существованию жителей сельской местности за счет устойчивого использования природных ресурсов.
Такая система управления привела к сокращению браконьерства и стабилизации и даже увеличению популяций диких животных в регионе. Привлекая эти сообщества в CITES, страны Южной Африки предполагают, что эта международная конвенция может извлечь уроки из их опыта на национальном уровне.
К сожалению, они столкнулись с сопротивлением этому предложению со стороны других стран CITES. Некоторые из них заявили, что они сами представляют свои сообщества в CITES и не видят необходимости вовлекать тех в процесс принятия решений на таком уровне.
Другие были обеспокоены тем, что учет средств к существованию коренных народов в решениях CITES отвлечет внимание от сохранения природы. Тем не менее большинство из тех, кто выступает против этого предложения, не могут похвастаться такими же успехами в области сохранения живой природы, как страны Южной Африки, отмечает издание.
Во время проведения этой конференции страны Южной Африки продемонстрировали, что они серьезно относятся к сохранению природы на уровне сообществ. Министры и высшие должностные лица по охране окружающей среды из САДК вместе со своими сообществами совместно организовывали и участвовали в параллельных мероприятиях, чтобы продемонстрировать свои предложения и помочь другим сторонам конвенции понять, как работает природоохранная деятельность в этом регионе.
Ботсвана финансировала участие общественных фондов в CITES, а другие страны Южной Африки включили общины в состав своих правительственных делегаций.
Представители сообщества, присутствовавшие на конференции, поддержали предложения своих правительств, сделав заявления, когда это было возможно. Д-р Роджерс Лубило, представляющий Форум управления природными ресурсами на базе сообществ Замбии, заявил, что сообщества могут не иметь политической власти, но они ежедневно живут среди дикой природы.
«В конечном счете, мы решаем судьбу дикой природы. Мы хотим положительного результата. Поэтому мы хотели бы больше обсудить преимущества легальной торговли, чем нелегальной», — добавил Лубило.
Во время заключительного пленарного заседания д-р Лубило выразил свою признательность САДК, сказав, что они хотели бы поблагодарить страны Южной Африки, особенно за их настойчивый призыв к тому, что участие традиционных сообществ имеет решающее значение для сохранения дикой природы.
«Мы хотели бы пригласить наших друзей со всего мира, у которых не было возможности работать с сообществами, приехать в Южную Африку. Популяции диких животных в Южной Африке процветают, потому что наши правительства поставили общины в центр сохранения», — добавил д-р Лубило.
Хотя предложения САДК по сообществам не были полностью приняты во время CoP19, были приняты два других предложения, которые позволяют сторонам CITES и наблюдателям присоединяться к рабочим группам, которые будут изучать вовлеченность сообществ до следующего CoP.
Правительства стран САДК и представители общественности вызвались войти в состав этих рабочих групп и представить свои идеи.
Таким образом, правительства и сообщества Южной Африки продемонстрировали единый фронт во время CoP19. Они выступают за признание роли традиционных сообществ в сохранении природы и их права на устойчивое использование и торговлю растениями и животными таким образом, чтобы поддерживать их средства к существованию.
Эти совместные усилия и солидарность дают надежду на то, что и другие страны осознают преимущества включения сообществ в глобальные дискуссии о сохранении и торговле дикими животными.