Биологи ТюмГУ провели 25-летнее исследование последствий разлива нефти
Вывод о том, что на территории, где произошел аварийный разлив нефти, за 25 лет практически полностью восстанавливаются флора и фауна, сделали тюменские биологи, сообщает 14 ноября пресс-служба Тюменского государственного университета (ТюмГУ).
Результаты своих исследований ученые ТюмГУ представили в статье «Наблюдения за луговым биоценозом после рекультивации нефтяного загрязнения в подтаежной подзоне на юге Тюменской области», опубликованной в сборнике статей серии конференций IOP: Науки о Земле и окружающей среде.
Ключевой отраслью экономики России, которая в значительной мере формирует бюджет страны, является нефтяная промышленность. Но ее же считают и одной из наиболее экологически опасных из-за аварийных выбросов нефти и нефтепродуктов, при которых происходит не только потеря ценного сырья, но и загрязнение природных экосистем, имеющее для них длительные негативные последствия.
Наиболее опасны для окружающей среды аварии на магистральных нефтепроводах. Они имеют большой диаметр труб, поэтому при разрыве сразу вокруг разливается много нефти.
Чтобы разобраться, как происходит восстановление лугового биоценоза после рекультивации аварийного разлива нефти, ученые ТюмГУ в течение 25 лет наблюдали за участком почвы, пострадавшим от разлива, произошедшего в декабре 1994 года при порыве магистрального нефтепровода Усть-Балык — Альметьевск, в 100 километрах к юго-востоку от Тюмени.
Нефть разлилась в пределах коридора нефтепровода в месте вырубки в разнотравно-вейниковом березняке, в природной подзоне мелколиственных лесов лесной широтной зоны Западно-Сибирской равнины.
Нефтью было залито более трех гектаров влажного высокотравного луга с заболоченными понижениями, местами сильно закустаренного. Концентрация нефти в почве в среднем по участку соответствовала загрязнению сильной степени (более 60 весовых процентов).
В следующем году загрязненный участок был рекультивирован. Была выполнена обваловка территории разлива глинистым грунтом; проведена откачка нефти из специально созданных канав-ловушек и котлованов, а также отсыпка всего участка чистой плодородной почвой, взятой с полей, и внесение органических и комплексных минеральных удобрений.
Этот комплекс мер позволил снизить содержание нефти в верхнем слое почвы до 0,5%. После чего участок был засеян травами-мелиорантами из смеси злаковых (два вида) и бобовых (четыре вида).
Перед выполнением рекультивационных работ ученые оценили состояние биоценоза, проведя ботанические, микологические и зоологические исследования на двух участках — загрязненном нефтью и «чистом», расположенном рядом и взятом в качестве контрольного.
На загрязненном участке сразу после разлива нефти произошло почти полное уничтожение живого напочвенного покрова. В последующие годы периодические наблюдения выполнялись также для обоих участков.
Уже на следующий год после рекультивации (1996) на этом бывшем «мертвом» участке сформировался устойчивый и достаточно разнообразный по составу травостой. Он состоял из высеянных трав, сорняков, занесенных вместе с плодородной почвой, и из местных растений, семена которых попали на участок с соседних, не затронутых нефтью территорий.
В течение всего периода наблюдений покрытие травостоем на пострадавшем участке постепенно увеличивалось и к 2009 году достигло 100%. При этом количество видов (видовое богатство) фитоценоза после рекультивации существенно не отличалось по годам обследования.
Однако разнообразие видов на рекультивированном участке и на контрольном имеет достаточно существенные отличия. Так, в последний год исследования индекс флористического сходства составлял 46%.
Данные, полученные исследователями, дают возможность утверждать, что рекультивация позволила сформировать на загрязненном нефтью участке луговой фитоценоз, обладающий высокими показателями обилия и видового богатства.
Через 25 лет после рекультивации по соотношению численности грибов-индикаторов состояния древостоя пострадавший лес близок к своему исходному состоянию. За период наблюдений произошло практически полное восстановление сообществ наземных позвоночных, однако, в сообществе появились синантропы (не одомашненные животные, образ жизни которых связан с человеком) и возросла доля антропофильных видов.
Таким образом, вывод, который делают в своем исследовании биологи ТюмГУ, — за 25 лет после рекультивации территории, где произошел аварийный разлив нефти, на ней практически полностью восстанавливаются и флора, и фауна.