Кургинян рассказал, как советские идеалы превратились в «гуляш-социализм»

Изображение: U. S. Department of State
Никита Хрущев и Джон Кеннеди. 1961 год
Никита Хрущев и Джон Кеннеди. 1961 год

Представители советской интеллигенции и простые люди готовы были жертвовать собой ради великой идеи, ставя её выше материальных ценностей, но «гуляш-социализм» во времена Никиты Хрущева все изменил, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 21 октября в программе «Эмпатия Манучи».

По словам Кургиняна, в советских людях жила сильная готовность к самоотверженности ради высокой цели. Он привел в пример случай, когда элитные войска Деникина подошли к Орлу, и собравшаяся партячейка приняла решение организовать защиту города.

«Что они делают вначале? Они требуют, чтобы был зачитан подробный доклад о международном положении. У них части подходят к городу, а они говорят: давай доклад о международном положении. (Комиссар) читает доклад — что делает товарищ Бела Кун в Венгрии, что происходит в Германии, где ещё что, что такое мировая революция, и в чём наша мечта», — пояснил Кургинян.

Кургинян отметил, для этих людей важнее всего была осведомленность о мировой ситуации и верность идее революции. А уже после этого каждый направился в ключевые точки города, чтобы поднять людей на защиту, и в итоге им удалось отразить наступление.

Аналитик в ходе беседы также упомянул роль Анатолия Луначарского, народного комиссара просвещения, в формировании культурной и интеллектуальной среды СССР. Он рассказал о встречах Луначарского с советскими писателями и артистами, которых он вдохновлял на создание великих произведений

«Он… говорил: „Писатели, советские писатели, пользуйтесь. Вам осталось 20-15 лет. Потому что когда мы вырастим новое поколение, там не будет человека ниже по уровню, чем Гёте. Мы ради этого живем“», — сообщил Кургинян.

По словам философа, эти слова отражают масштаб замысла и целеустремлённость тех, кто верил в возможность создания общества, в котором каждый человек мог бы достигнуть высших интеллектуальных и духовных высот.

Другой яркий пример, по словам Кургиняна, это посыл, который его отец, советский историк, бывший политруком во время Великой Отечественной войны, старался передать бойцам.

«Я ему сказал: „Ты был политруком. Ты мне скажи всё-таки честно, ты орал ‚За Родину, за Сталина‘ или нет? Или сразу матом, мать-перемать“? Он ответил: „Серго, мать-перемать они сами через минуту скажут. Я должен успеть что-нибудь облагородить. Я что должен был говорить? За мировой интернационал? За что?“», — вспомнил Кургинян.

Философ в беседе также коснулся влияния Хрущёва на идеологические перемены в СССР. По словам Кургиняна, политика Хрущева привела к серьёзным сдвигам в системе ценностей. Хрущёв отменил высокие цели, которые вдохновляли предшествующие поколения, и сосредоточился на удовлетворении материальных нужд населения. Это было ударом по внутренней силе советского общества.

«Эрих Фромм, один из самых мудрых людей на Западе, говорил: „Хрущев организовал гуляш-социализм. На этом всё и кончится“», — заключил лидер «Сути времени».