Спецслужбы Запада охотятся за «русскоязычными талантами» — расследование
Методы работы спецслужб Великобритании на русскоязычную аудиторию раскрыл журналист Кит Кларенберг 21 марта в статье для Russia Today. Выводы Кларенберга базируются на утечках хакерского коллектива Anonymous, разоблачающего усилия Великобритании в информационной войне против России.
Автор расследования сообщил о том, как британцы задействуют страны Прибалтики. Лондон и Вашингтон считают прибалтийские страны-члены НАТО стратегически важными. В США и Великобритании также понимают, что в Латвии, Литве и Эстонии много русскоязычного населения, симпатизирующего РФ, то есть граждане этих стран являются хорошим полигоном для отработки воздействия на российскую аудиторию.
Кларенберг обратил внимание на подрядчика британского Министерства иностранных дел — компанию «Олбани Ассошиэйтс», разработавшую методы проникновения в гражданское общество на всех уровнях в Эстонии, Латвии и Литве.
Еще одним оператором информационной войны против России является Open Information Partnership, также финансируемая британским МИД и специализирующаяся на влиянии на исход выборов «в странах, представляющих особый интерес» для Великобритании.
Другим оператором психологических операций под крылом британского МИД является компания Zinc Network, которая, как сообщает Кит Кларенберг, «проводила различные тайные операции для правительства Великобритании внутри страны и за рубежом». Zinc Network подала заявку на объявленный министерством тендер и пообещала «построить динамичный и инновационный независимый медиа-сектор» в странах Прибалтики, «который объединяет авторитетные бренды, онлайн-сообщества по интересам и качественный контент с обслуживанием узкоспециализированных сегментов аудитории».
Отметим, что тендер МИД Великобритании объявляли на 2016–2017 годы на сумму £800 тыс. Ведомство требовало, чтобы были разработаны способы влияния на русскоязычную аудиторию в возрасте старше и младше 40 лет. Информации о том, что Zinc получила именно этот контракт, нет.
В одном из документов Zinc пишет, что поддерживает 50 лидеров общественного мнения в России и странах Средней Азии в целях «борьбы с дезинформацией». Компания однозначно работает с русскоязычной аудиторией, в том числе в России.
В соответствии с требованиями тендера, Zinc поделила людей на две условные группы: «поселенцев» (старше 40) и «охотников-собирателей» (младше 40).
Первые, представляющие около 30% русскоязычного населения в странах Прибалтики, «обычно говорят только на одном языке, это как правило люди старшего поколения, доверяющие друг другу и живущие в сплоченных сообществах с общей культурой, историей и идентичностью».
Компания собирается «извлечь выгоду» из «тесных общественных связей» этих «поселенцев», «воспользовавшись высоким уровнем доверия, которое они испытывают к локально распространяемому контенту». Для этого планируется создавать и продвигать местные СМИ, создавая в них новостной контент, «которому они доверяют и который находит отклик», и при этом «использовать их социальные сети».
Фирма предложила определить «три местных радиостанции, социальных и цифровых издания» в каждой стране Балтии, а затем предложить организациям интенсивное обучение, техническую поддержку, финансовую поддержку и «постоянное наставничество».
«Целевые СМИ могут включать в себя страницы местных сообществ на платформах социальных сетей, популярных среди пожилых людей, таких как vk.com (альтернатива Facebook в России) и ok.ru (аналог Friends Reunited), местные новостные сайты, а также цифровые и аналоговые FM-радиостанции», — пишет компания Zinc.
Про 70% целевой аудитории «охотников-собирателей» было сказано, что это молодые люди, говорящие на нескольких языках и «более интегрированные в общество в целом». Эти граждане, как правило, проживают в столицах прибалтийских государств, смотрят новости и развлечения «на нескольких языках через несколько цифровых каналов», активно используют социальные сети, а также читают контент, создаваемый отдельными журналистами или влиятельными лицами.
Zinc пообещал «расширить охват и влияние интересных русскоязычных журналистов и представителей СМИ, включая эмигрантов и журналистов в изгнании из России, у которых есть последователи среди различных слоев русскоязычного сообщества».
По мнению Zinc, «аудитория имеет сильную привязанность к бренду и к отдельным людям», а это означает, что молодые русскоговорящие люди с большей вероятностью будут доверять и воспринимать одобренные британским правительством ключевые антимосковские сообщения, исходящие из уст популярных в социальных сетях людей, а не традиционных новостных агентств.
Таким образом, «минимум» 15 журналистов — шесть в Эстонии и Латвии и три в Литве — будут выбраны для сотрудничества и им предложат «стратегию личного бренда, основанную на анализе индивидуальной целевой аудитории», помощь в «стратегиях роста на выбранных ими медиа-платформах», включая блоги, Facebook и Twitter, и «обучение цифровому маркетингу и проведению кампаний».
Статьи, формально написанные этими людьми, будут размещаться на «международных и региональных качественных новостных сайтах», а также «в средствах массовой информации, поддерживаемых через нашу (то есть компании Zinc — прим. ИА Красная Весна) другую деятельность», включая государственные вещательные компании и частные платформы.
Компания отметила, что в настоящее время традиционным телеканалам и радиостанциям, созданным для проведения информационной войны, «трудно» достучаться до русскоязычной аудитории, поскольку аудитория считает, что они передают «пропаганду».
Примером провала в информационной войне может служить русскоязычный канал ETV+ в Эстонии, который смотрят около 4 тыс. человек — примерно 1% русских в Эстонии. Для увеличения аудитории Zinc предлагает рекламировать такие телеканалы на разных платформах при помощи брендов и влиятельных лиц, которым аудитория уже доверяет.
Еще один предлагаемый подход — воспитание собственных кадров. «Мы будем работать с уполномоченными по выявлению молодых русскоязычных талантов в онлайн-блогах, стендап-комедиях и социальных комментариях, — написала Zinc. — Им будет оказана поддержка в разработке трех идей контента и пилотных проектов, каждый из которых будет запущен в социальных сетях и сервисах по запросу для проверки реакции аудитории и жизнеспособности».
Созданные таким образом программы планировалось затем транслировать вместе с «другим контентом, созданным проектами, финансируемыми британским МИД», через сервисы по запросу. Двумя такими платформами, идентифицированными Zinc, оказались Megogo и Helio iTV.
Неизвестно доподлинно, получила ли Zinc именно описанный выше контракт. На своем сайте компания пишет, что в 2016 году она начала «проект, призванный стимулировать рост русскоязычного медиа-сектора, демонстрируя скрытый спрос на высококачественный русскоязычный контент и помогая установить коммерчески жизнеспособные маршруты на этот рынок».
В других утекших документах, которые приводит журналист Кит Кларенберг, компания пишет, что в 2017 году разработала и управляла финансируемым британским МИД проектом Baltic Media Accelerator, чтобы «снабдить небольшие СМИ в странах Балтии навыками и инструментами для увеличения спроса на локально резонирующий русскоязычный контент».
В рамках проекта эстонское Радио 4, латвийская HelloSolyanka и литовская Nanook прошли четырехмесячный курс «интенсивного и индивидуального» обучения и были финансово поддержаны Zinc. «В результате HelloSolyanka увеличил свой ежемесячный доход на 202% за счет реализации бизнес-плана для нового онлайн- и офлайн-медиа-продукта, — рапортовала Zinc. — Nanook получила гранты от министерства культуры Литвы, а также от университета Орегона за свою инновационную модель для охвата местных меньшинств рассказыванием историй, а Radio 4 успешно представило свой новый бизнес-формат и радиоформат KISA FM для err.ee».
В Эстонии и Латвии Zinc также привлекла 12 русскоязычных «лидеров мнений» в социальных сетях и помогла им создать и распространить 28 видеороликов, которые «вызвали исключительно положительный отклик и собрали более 3,4 миллиона просмотров». Утверждалось, что эта уловка представляет собой «успешное стратегическое вмешательство».
Собственный сайт Zinc сообщает, что компания подготовила пять телесериалов для стран Прибалтики, в том числе первое в регионе детское шоу на русском языке.
Из описанной стратегии понятно, что если западные СМИ вдруг начинают цитировать какого-то русскоязычного блогера или вдруг из ниоткуда появляется «эксперт» из постсоветской страны (или из России), то с большой вероятностью он курируется компанией Zinc или какой-нибудь аналогичной структурой, и в конечном итоге работает в пользу Британии или США.
Отметим также, в Zinc говорили о таргетировании большого числа узких подгрупп. Можно только догадываться, какое количество популярных комментаторов YouTube, блогеров в Instagram, борцов с коррупцией и гражданских журналистов получает финансирование и заказы из Лондона, возможно, даже не зная об этом.
(теги пока скрыты для внешних читателей)