Смерть члена семьи может неожиданно повлиять на учебу детей — исследование

Изображение: GiselaFotografie, pixabay, cc0
Могила, смерть
Могила, смерть

Смерть члена семьи может повлиять на образовательную деятельность ребенка сложным, а иногда и совершенно неожиданным образом, выяснили ученые из США, 9 марта сообщает информационный портал Phys.org.

Ученые использовали сведения с 1968 по 2013 год, которые они собрали из базы данных Панельного исследования динамики доходов (PSID), самого продолжительного продольного исследования домашних хозяйств в США, включающего данные о более чем 75 тысяч человек.

В ходе исследования ученые изучали, как смерть одного из членов семьи может повлиять на образовательный уровень детей. Выяснилось, что это влияние чаще всего было негативным, но в некоторых случаях смерть члена семьи могла повысить шансы на то, что дети продолжат свое образование, заявил Эштон Вердери, доцент кафедры социологии, демографии и анализа социальных данных Государственного университета Пенсильвании.

«В подавляющем большинстве случаев предыдущая работа над похожими темами была сосредоточена на многих негативных последствиях, которые смерть в семье может оказать на уровень образования. Но когда мы тщательно обдумали это, мы начали задаваться вопросом, есть ли способы, которыми смерть члена семьи может потенциально способствовать получению образования некоторыми детьми», — сообщил Вердери.

Команда ученых обнаружила, например, что у ребенка, пережившего смерть бабушки или дедушки, было значительно больше шансов поступить в колледж и закончить его.

«Если дедушка и бабушка неожиданно умирают и оставляют ребенку наследство, это несомненно повышает его шансы на дальнейшее образование», — отметил Вердери.

Исследователи подчеркнули, что выявленная закономерность работает только в семьях белых людей, так как они не обнаружили подобного влияния на образовательные успехи детей в семьях чернокожих.

По мнению Вердери, смерть в семье может также изменить модели ухода и внимания. Например, пока в семье есть пожилой болеющий родственник, семья может сосредоточить значительное внимание и ресурсы на нем. Когда этот член семьи умирает, затрачиваемые на него ресурсы и внимание могут затем переключиться обратно на детей, положительно изменив траекторию их образования.

Вердери считает, что связь между смертью члена семьи и уровнем образования сложна и может зависеть от многих факторов, включая социально-экономический статус, расу и пол.

Ученый выразил надежду, что повышение осведомленности о выявленных в ходе исследования эффектах может помочь школам и консультантам лучше подготовить меры помощи.

«Нам нужно лучше идентифицировать в школах детей, потерявших близких родственников, особенно родителей, — сказал Вердери. — Это должно быть действительно приоритетной областью, потому что дети, потерявшие родителей, с меньшей вероятностью завершат свое образование, и это окажет на них влияние на всю жизнь».