«Водка — это не язык, не образ существования и никакая не философия. Водка — это водка, не более того»

Черный юмор Рогожкина. Кем был режиссер «национальных особенностей»

Цитата из кинофильма «Особенности национальной рыбалки», режиссёра Александра Рогожкина, 1998 год
Цитата из кинофильма «Особенности национальной рыбалки», режиссёра Александра Рогожкина, 1998 год

23 октября на 73-м году жизни скончался режиссер «национальных особенностей» о похождениях генерала «Михалыча» Иволгина, егеря Кузьмича и других любителей охоты, рыбалки и новогодних приключений, народный артист России Александр Рогожкин.

Причиной смерти режиссера стала тяжелая и продолжительная болезнь. Киностудия «Ленфильм» получила информацию от сына Рогожкина на следующий день после его смерти.

Актер Семен Стругачев, сыгравший в известной трилогии майора Лёву Соловейчика, пояснил, что в последние годы режиссер вел затворнический образ жизни, не общался с друзьями и коллегами, не распространялся о своем заболевании.

Родился Рогожкин в 1949 году 3 октября в Ленинграде. Учился в Ленинградском государственном университете на историка-искусствоведа, в 1971 году пришел работать по специальности на Ленинградское телевидение. Затем с 1974 по 1977 год обретал знания на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, параллельно устроившись художником-декоратором на киностудии «Ленфильм».

Далее, до 1982 года продолжил обучение во ВГИКе в объединенной режиссерской и актерской мастерской Сергея Герасимова, который, по словам Рогожкина, «очень высоко оценивал» его актерские данные.

Режиссерский дебют автора начался с малоизвестного короткометражного фильма «Брат приехал» в 1979 году. С началом перестройки начал снимать фестивальное кино, демонстрирующее особую жестокость людей в погонах. Фильм 1989 года «Караул» о солдате-срочнике, который на фоне издевательств сослуживцев расстрелял в поезде конвой, охранявший заключенных, на Берлинском фестивале удостоился приза за открытие новых путей в киноискусстве и приза Международной федерации кинопрессы.

Другая киноработа 1992 года «Чекист» также соответствовала духу времени и повествовала о бесчинствах начальника ЧК, который без суда и следствия приговаривал к высшей мере сотни людей, помогавших белогвардейцам, ругавших большевиков и просто виноватых в неблагонадежном социальном положении.

В ранних интервью автор «Чекиста» рассказывал, что первого мужа его бабушки по фамилии Филиппов в 1927 году арестовал НКВД. Бабушка из страха за свою жизнь, «чтобы не разделить судьбу своего мужа», быстро связала себя узами брака с красным командиром Рогожкиным. Поэтому «моя настоящая фамилия — Филиппов», утверждал режиссер. Эту фамилию носит и его старший сын.

При этом Рогожкин заверял, что, несмотря на посыл «Чекиста» и фильма «Караул», не является поклонником жестокости и не чувствует пристрастия к «чернухе», просто любит черный юмор.

В 1995 году Рогожкин снимает первую комедию из серии фильмов об особенностях национального характера — «Особенности национальной охоты». В ней автор предъявляет в качестве неотъемлемой черты русского человека беспрестанное пьянство, становящееся поводом для комических ситуаций, в которые попадают его герои.

«Водка — это не язык, не образ существования и никакая не философия. Водка — это водка, не более того. Я вообще противник употребления алкоголя, но ведь никто не может запретить нации употреблять что-либо», — делился своими мыслями с «АиФ» автор.

По словам режиссера, жизнь «типичного российского работяги, который отстоял у станка, пришел домой, выпил бутылку водки, сделал всё, что надо, с женой, уснул, проснулся, отстоял у станка, пришел домой, выпил бутылку водки», не является вымыслом, а значит не стоит ее скрывать.

Действительно, позднесоветский период резко отличался от всей 70-летней эпохи советской истории отсутствием внятных целей с уходом в сферу приумножения материальных благ. Но советский человек без зова мечты, без высоких идеалов хирел, впадал в уныние и болезненно плыл по «реке забвения» светлых помыслов, которые провозглашались до и после Великой Отечественной войны. Интеллигенция «спасалась» новостями о скором разложении советского колосса из-за бугра, рабочие глушили боль поиском смыслов на дне стакана.

Но если ориентация на заботу об оступившемся человеке в позднем СССР была глубже — медвытрезвители, ДНД (Добровольная народная дружина), рассмотрение дел оступившихся на собраниях трудовых коллективов, — то с приходом лихих 90-х безыдейное существование было поднято на щит, а потерявшему смыслы обывателю было сказано, что это и есть настоящая жизнь.

Волна алкоголизма покатилась по стране. Его «воспевали» в фильмах, песнях. Эта страшная беда никак не осмыслялась, искусство преподносило факт коллективного пития как данность, как неотъемлемую часть жизни советского гражданина.

Тогда-то на экраны хлынули потоки черного юмора, высмеивающего не пороки, а ситуации, в которые эти пороки заводят. Зрителю предлагалось окунуться в мир, где человеческие слабости и безволие — обычное дело. К ним предлагалось относиться с усмешкой, с издевкой, с пониманием. Чем жестче, тем привлекательнее. Перед авторами стояла задача как можно циничнее расковырять гнойник звериных инстинктов, рвущихся наружу из загнивающего тела коллективного русского духа.

Продолжение «Охоты», по словам народного артиста, появилось случайно. В то время телеканал ОРТ (позже «Первый канал») обратился к Рогожкину с просьбой написать сценарий о новых злоключениях незадачливых любителей «активного» отдыха. После того как сценарий был готов, канал предложил снять продолжение. Автор взвился: «Не хочу снимать! Пусть снимает кто угодно — только не я».

Однако руководство канала настаивало. Тогда режиссер запросил для работы 35-мм пленку и звук Dolbi, что по тем временам было крайне дорогим удовольствием. К удивлению Рогожкина, на ОРТ согласились с его требованиями, и на свет одна за другой появились кинокартины «Операция „С Новым годом!“» (1996), «Особенности национальной рыбалки» (1998), «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000), «Особенности национальной политики» (2003). В последнем фильме Рогожкин выступил только в качестве сценариста.

Кроме того, в период с 1998 по 2000 год в соавторстве с другими режиссерами и сценаристами начинают выходить на телеэкраны страны сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила», повествующие о непростых буднях российской милиции, вскрывающих в лице обаятельных «ментов» неприглядные стороны работы современных правоохранителей — «не волков, а санитаров леса».

В 1998 году при поддержке кинокомпаний СТВ и ОРТ выходит фильм «Блокпост» по следам первой чеченской войны. Фильм удостоился главного приза «Кинотавра» «Золотая роза» в 1999 году и имел все шансы отправиться на премию «Оскар» в качестве лучшего зарубежного фильма, но тогда его обошел сокуровский «Молох», где идеологи немецкого нацизма, в том числе Гитлер, были выписаны как вздорные, в чем-то пародийные персонажи.

В 2002 году Рогожкин также становится сценаристом и режиссером фильма «Кукушка», где рассказывается о взаимоотношениях беглых солдат: обвиненного в доносах русского капитана Ивана и брошенного отступающим отрядом финского снайпера Вейкко с саамкой Анни. События Великой Отечественной войны низведены в фильме до рассказа о борьбе двух дезертиров за сердце «первобытной» саамки.

Фильм получил множество наград российских и международных кинофестивалей, в том числе в 2004 году был удостоен Государственной премии России. Был отмечен критиками как лучший фильм автора, сценарий к которому был написан им за три дня, а снят — за полтора месяца. Неудивительно, что и этот фильм претендовал на статуэтку «Оскар», но произведение Рогожкина опередил фильм Андрея Кончаловского «Дом дураков» с карикатурной историей о более близкой войне — Второй чеченской.

Рогожкин утверждал, что фильмы нужно снимать быстро, поскольку долгая работа над одним фильмом превращается в скуку.

«Мне интереснее писать, хотя примерно только один из пяти моих сценариев реализовывается. Когда долго работаешь над одним фильмом, в конце концов становится уже неинтересно. Поэтому я пишу и снимаю достаточно быстро. <…> Я бы не хотел оказаться в положении режиссеров, которые, начиная снимать мальчика, к концу съемок обнаруживают, что у мальчика усы растут и волосы седеют», — шутил он, рассуждая о предпочтениях между профессиями сценариста и режиссера.

После «Кукушки», до 2012 года, Рогожкин снял еще семь фильмов, из которых запомнились зрителю только военная драма «Перегон» и спортивная комедия «Игра», но и эти работы были признаны неудачными.

После трагической смерти второй жены, монтажера Юлии Румянцевой в начале мая 2011 года, режиссер отгородился от мира, перестал снимать, избегал общения с прессой.