Мнение. Макрон породил проблему невозможности достижения большинства
Роспуск Национального собрания Франции создал проблему достижения абсолютного большинства голосов для формирования нового правительства, заявил французский журналист Габриэль Робен, 15 июля пишет французский журнал Valeurs actuelles.
Президент Франции Эммануэль Макрон, по собственному признанию, бросил под ноги политических структур страны «осколочную гранату». Именно так он прокомментировал свое решение о роспуске Национального собрания после поражения своих сторонников во втором туре парламентских выборов. Теперь французам придется жить с этой политической реальностью, отметил журналист.
Новый состав нижней палаты парламента стал результатом раскола правых и левых политических сил. До 7 июля 2024 года Пятая республика представляла собой двух партийную систему, которая состояла из партии власти и оппозиции. Вся политическая жизнь строилась на основе борьбы этих сил.
Парламентские выборы 2017 года исключили из политической жизни страны «Непокоренную Францию» (LFI) и «Национальное объединение» (RN) вместе с их избирателями. Но уже на следующих выборах в 2022 году произошло первое значительное изменение, когда RN получило рекордное количество голосов, лишившее Макрона абсолютного большинства голосов депутатов-сторонников в Национальной Ассамблее.
Президент Республики получил хрупкое относительное большинство. Тем не менее, с помощью некоторых маневров и решительных шагов его правительство, как отметил Робен, смогло реализовать свои идеи, например, приняв пенсионную реформу, подавив с помощью Конституции Франции сопротивление оппозиции.
Наступил 2024 год. И Франция, из-за роспуска Ассамблеи и новых выборов, оказалась в условиях «гражданской войны», которая была прекрасно отражена в неуправляемом Национальном собрании. В ее новом составе оказались три блока меньшинства, которые не выиграли, но и не проиграли по итогам выборов. Они представляли собой три Франции, движимые тремя разными устремлениями.
«Франция национального единства и исторической идентичности, представленная RN. Франция институциональной преемственности и реформизма, воплощенных в совокупности, в лице президентского лагеря. И Франция социальной справедливости, представленная в новом народном фронте (NFP), раздробленном этническими и культурными проблемами», — подчеркнул журналист.
Теперь партии должны попытаться договориться, чтобы сформировать большинство, которое не будет немедленно подвергнуто цензуре, и которое сможет голосовать по законопроектам, составляя разовое большинство по темам. Это и была та невыполнимая миссия или «брошенная осколочная граната», о которой говорил Эммануэль Макрон в своем послании по поводу роспуска парламента. При этом он не признал никакой формы ответственности.
По мнению политолога, основная проблема состояла в том, что Ассамблея оказалась неуправляема, поскольку в ней противостояли три блока меньшинства, среди которых блок, занявший первое место, сам был глубоко разделен. Новому народному фронту (NFP) не удается договориться ни о личности премьер-министра, ни даже о последовательной правительственной программе, поскольку левые, выступающие за раскол во главе с Жан-Люком Меланшоном, лидером LFI, не хотят отказываться ни от чего из своей программы.
В то же время социалисты (PS), несомненно, больше всего хотели бы создать совместную коалиции вместе с президентским лагерем. С другой стороны, никто не хочет правительства «Непокорной Франции», кроме экологов (EELV) и французских коммунистов (PCF).
«Национальное объединение» являлось первой партией по количеству депутатских мест, но третьей после блока левых сил и лагеря Макрона. Поэтому RN тоже было не в состоянии самостоятельно создать правительство. В этих условиях Макрон и его команда, если не смогут договориться с республиканцами (LR) и создать техническое правительство, то превратятся в парламентскую блокирующую силу, которая больше не будет иметь возможности управлять страной, но все еще сможет решать какие-то вопросы.
Таким образом, с точки зрения Габриэля Робена, перед всеми политическими партиями, которые долгое время доминировали в политической и институциональной жизни, захлопнулась ловушка и они уже не могут определять будущее Франции. Пятилетие усилило президентство, но лишило президента рычагов действия.
«Теперь перед всеми встала задача достижения политической зрелости, для того, чтобы все правые и левые смогли усвоить культуру компромисса для формирования нового правительства Франции. И это будет долгий процесс», — заявил в заключении французский журналист.