Перед Ираном остро встал вопрос о новой цели Исламской революции. Мнение

Изображение: Никита Кузьмин © ИА Красная Весна
Иран
Иран

Исламской Республике Иран для выхода из сложившейся кризисной ситуации необходимо найти новый ответ на вопрос об актуальных целях революции и сформулировать их для общества, отметил 11 декабря обозреватель редакции Ближний Восток ИА Красная Весна Евгений Виноградов.

Обозреватель прокомментировал обращение духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи к Верховному совету культурной революции Исламской Республики 6 декабря. Аятолла подчеркнул опасность ситуации с попаданием контроля культурной сферы страны в чужие руки и призвал реанимировать революционную культуру и дух.

На официальном сайте верховного лидера отмечено, что Хаменеи говорил о необходимости коррекции культурной политики и возрождения революционных ценностей, среди которых «противостояние Западу», «жертвенность и бескорыстие». При этом в опубликованном тексте выступления не сообщается о целях, которые могли бы стать драйвером для такого обновления, отметил обозреватель.

Виноградов напомнил, что одной из причин Исламской революции 1979 года стало противоречие между лозунгом шахского режима о гармоничном сочетании иранских духовных традиций и западной технологии с нарастающей вестернизацией страны и ее зависимостью от Запада. В частности, в начале ирано-иракской войны 1980–1988 годов, Иран оказался в ситуации, когда страна импортировала даже колючую проволоку, пояснил он.

Мобилизация населения для защиты страны и провозглашенный с подачи первого духовного лидера Ирана имама Хомейни лозунг «Мы можем» 40 лет назад произвели «иранское чудо», подчеркнул обозреватель. Например, страна в условиях санкций сумела самостоятельно обеспечить обслуживание и модернизацию американских истребителей F-4, F-5, F-14, собрать и усовершенствовать очень сложные с технологической точки зрения центрифуги для обогащения урана уточнил он.

Государственный курс на развитие науки, высшего образования и наукоемких производств привели к тому, что Иран сегодня занял серьезные позиции в областях разработки и производства беспилотных летательных аппаратов, медицинского оборудования и лекарств, значительно продвинулся в атомной отрасли.

Однако сегодня идет активная вестернизация академических кругов и молодых ученых, на спад идет и активность по распространению идей Исламской революции в другие страны, которая была высока в первые годы после ее победы, подчеркнул Виноградов.

3 октября 2022 года аятолла Хаменеи, обращаясь к молодым офицерам в связи с беспорядками в стране, один из акцентов сделал на необходимости обеспечения для граждан страны безопасности, включая личную безопасность, безопасность бизнеса, отдыха и развлечений. Такая апелляция — это уже апелляция скорее к потребительским, чем к революционным ценностям, отмечает обозреватель.

«Проводя аналогию, можно сказать, что Иран частично повторяет путь Советского Союза, который от курса на мировую революцию сначала перешел к курсу построения социализма в отдельно взятой стране, достиг огромных успехов, совершил „русское чудо“ индустриализации и победы в Великой Отечественной войне, а затем, не сумев сформулировать новые революционные идеалы, в 60-х годах взял курс на построение советского потребительского общества», — подчеркнул Виноградов.

По его словам, в итоге советское потребительское общество и проиграло Западу холодную войну в 1991 году.

Государственной системе Ирана в условиях жестких экономических санкций невозможно «договариваться» с той частью общества и элиты, которая ориентирована на западный индивидуалистический, потребительский образ жизни, отметил обозреватель. А эта часть весьма существенна.

Одним из факторов, который оказал значительное воздействие на вовлеченную в протесты часть иранского общества, является авторитет тех, кто якобы несет принципы западной культуры и образа жизни, — западных СМИ, западного официоза и прозападных групп в сети Интернет, уточнил он.

Культурный авторитет позволяет совокупному Западу использовать его для влияния на целевые общественные группы даже в тех случаях, когда сам Запад давно уже забыл про свои собственные ценности вроде «прав человека», к которым он апеллирует на словах при обращении к людям, сказал Виноградов.

«Для возрождения революционной культуры и духа Тегерану будет необходимо найти современный ответ на вопрос о цели, которая вписывается в духовные традиции страны и отвечает на запрос прогресса и развития, предъявив который передовым и патриотически настроенным сегментам общества, можно будет формировать альтернативное культурное движение и спасать все общество от дальнейшего сползания к западным „идеалам“», — подытожил обозреватель.

Читайте также: Иран над пропастью. Куда может завести отказ от хиджабов и полиции нравов