В Пакистане считают, что Азербайджан изменил газовую карту Европы
Азербайджан, начав поставки газа по Южному газотранспортному коридору, изменил «энергетическую карту Европы», говорится в статье директора пакистанского экспертного совета по геополитике Махмуда аль-Хасан Хана, опубликованной 13 февраля в издании «Pakistan Observer».
«Завершение строительства Трансадриатического газопровода (TAP), являющегося частью Южного газотранспортного коридора, также важное достижение для Турции. Трансанатолийский трубопровод (TANAP), „Турецкий поток“ и TAP превратили Турцию из импортера газа в страну-транзитера. Это еще больше укрепило концепцию „одна нация — два государства“, объединяющую Турцию и Азербайджан», — отмечает автор статьи.
Ежегодно по Южному газотранспортному коридору в государства Европейского союза и западной части Балканского полуострова будет доставляться 10 миллиардов кубических метров природного газа с морского месторождения Шах Дениз в Каспийском море. Летом 2021 года планируется провести работы по формированию условий для увеличения объемов поставляемого газа до 20 миллиардов кубических метров в год.
Махмуд аль-Хасан Хан особо подчеркивает, что Азербайджан поддерживает усилия Европейского союза по повышению уровня энергетической безопасности государств, входящих в его состав.
Свое удовлетворение расширением доли Азербайджана на газовом рынке Европы в ходе VII заседании консультативного совета Южного газотранспортного коридора высказала комиссар Европейской комиссии по энергетике Кадри Симсон. Она подчеркнула, что усиление конкуренции выгодно в первую очередь потребителям, которые могут получать газ по более низкой цене.
В свою очередь американский эксперт Брюс Пеньер заявил о важности получения Европой дополнительного газа через Южный газотранспортный коридор. По его мнению, по мере роста населения потребность в тепле и электричестве как в домах, так и на предприятиях увеличивается. В этой связи важно иметь конкуренцию на рынке, которая позволит не допустить дефицита газа: «Когда отношения с одним поставщиком усложняются, это приводит к сокращению или приостановке поставок».
Напомним, Южный газотранспортный коридор включает в себя Южнокавказский газопровод (Баку — Тбилиси — Эрзурум), Трансанатолийский газопровод (Азербайджан, Грузия, Турция, Греция) и Трансадриатический газопровод (Греция, Албания, Адриатическое море, Италия). Общая протяженность ЮГК составляет около 3 500 км. Изначально предполагаются поставки газа с азербайджанского месторождения Шах Дениз, в дальнейшем ожидается получение дополнительных объемов газа из Туркмении, Ирака и Ирана.
Отношения между Пакистаном и Азербайджаном характеризуются как союзнические, поэтому хвалебные статьи, посвященные достижениям азербайджанского государства, не удивительны. Так же, как и удовлетворение представителей Европейского союза по поводу открытия Южного газотранспортного коридора. Они бы и готовы отказаться от российского газа, да не могут, уж очень дорого его закупать у США.
Американская сторона понимает, что объем газа, поставляемый Азербайджаном в Европу, невелик и не рассматривает его в качестве конкурента. Примечательны слова американского эксперта о возможности осложнения отношений «с одним из поставщиков», наверняка подразумевающие Россию, которой стоит готовиться к этим осложнениям.
Обращают на себя внимание также и укрепившиеся позиции Турции. Ее руководство вполне может использовать факт увеличения объемов поставок газа из Азербайджана в рамках антироссийской политики.
Примечательно, что азербайджанские эксперты не рассматривают Южный газотранспортный коридор в качестве конкурента России. Его первоочередной задачей, по их мнению, является снижение нагрузки на экономику, вызванной низкими ценами на нефть, а также сохранение относительной самостоятельности внешней политики Азербайджана.