Руководитель финской школы: учитель — это тренер, дающий инструкции

Изображение: picsa.tm
Тренерство
Тренерство

Учитель должен играть роль тренера, который дает инструкции ученикам, заявила вице-ректор школы Saunalahti в Финляндии Минна Велин в ходе дискуссии «Шаг в будущее образования: как не промахнуться?», организованной комиссией Общественной палаты РФ по развитию науки и образования 20 февраля, передает корреспондент ИА Красная Весна.

Дискуссия проходила в инженерном корпусе школы № 548 «Царицыно», находящейся в поселке совхоза им. Ленина.

В ходе беседы финский педагог рассказала о том, как проходят уроки в финской школе. Ученик приходит в класс, у него есть своя парта. В начале учитель что-то зачитывает детям по теме, затем он раздает детям инструкции и предлагает варианты работы. Инструкции даются в устной форме или в письменной, посылаются на смартфон. Далее ученик решает, где он будет выполнять работу и сообщает учителю то место, куда он уйдет, заявила Минна Велин.

«Все базируется на доверии, на том, сколько ответственности готов взять ученик. Для одних легче уйти из класса и работать самому. Другому это труднее и он предпочитает остаться рядом с учителем», — заявила она. Дети расходятся. Некоторые дети сидят у доски, кто-то на полу, кто-то на окне, кто-то вне класса — в вестибюле. «Классная комната — не единственное место, где дети работают. Во дворе школы тоже можно. Это прекрасное место для обучения», — заявила финский педагог.

Учитель ходит между учениками и помогает. «Учитель играет роль инструктора», — заявила Минна Велин. Это может показаться хаотичным. Возникают вопросы: как учитель будет контролировать процесс? Как понять, что происходит? Однако это хорошо, что дети ходят повсюду, общаются. Ведь самое важное — изучать что-то друг с другом, считает педагог из Финляндии.

Отметим, в ходе дискуссии ее участники попытались ответить на следующие вопросы: возможно ли отказаться от класса «как физической и административной единицы в сторону более гибкой учебной среды», замена предметного подхода метапредметным, объединение в обучающие классы детей разного возраста и пр.

Отметим также, что активными участниками дискуссии стали педагоги школы № 548 «Царицыно» — площадки, на которой была проведена данная дискуссия. Данная школа активно перенимает опыт финской общеобразовательной системы. «В Финляндии, например, очень много внимания уделяется тому, чтобы ребенок учился жизни: не физике, химии, а именно тому, что он может сделать руками. И мы решили, что у нас будет лабораторный корпус, швейные и столярные мастерские. В кулинарном классе оборудованы полноценные кухни, чтобы в учебном процессе можно было научиться сервировать стол, готовить. Нам важно, чтобы ребенок вышел из школы с базовыми ремесленными навыками», — заявил директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.

Комментарий редакции

Возможно ли построить серьезный процесс обучения, когда учителей с детьми выталкивают из классов, рассеивают их во дворах и коридорах? О какой глубокой проработке любого теоретического вопроса может идти речь в таких условиях? Однако в идеях финских и вторящих им педагогов из 548-й школы есть своя серьезная логика. Если детей надо обучить ремеслам ВМЕСТО преподавания естественных наук, то, вероятно, предложенная ими модель обучения и будет работать. Только вопрос в том, кого будут делать из детей в таких школах? Индивид, лишенный базовых научных теоретических знаний, не обладающий глубокими знаниями в какой бы то ни было области, зато вооруженный ремеслом, станет идеальным кандидатом в прислуги.