Пациенты с гипотиреозом вынуждены заниматься самолечением
Российские врачи отказываются применять комбинированную терапию при лечении гипотиреоза из-за требований американской ассоциации эндокринологов и отсутствия в российских аптеках гормона трийодтиронин (Т3). Об этом 6 апреля рассказали участники группы «Гипотиреоз. Группа для пациентов и врачей» корреспонденту ИА Красная Весна.
Врачи делают назначения больным гипотиреозом на основе консенсуса американской ассоциации эндокринологов — это лечение препаратами тироксина (кратко Т4, так как в нем содержится 4 атома йода), но, во-первых, такое лечение не устраняет симптомы гипотиреоза полностью, а, во-вторых, может привести к серьезным ухудшениям здоровья. До 2012 года больные могли покупать в аптеках препараты с гормоном щитовидной железы Т3 (трийодтиронином) и комбинировать их с тироксином (комбинированная терапия гипотиреоза). Сейчас такой возможности у больных гипотиреозом нет. Препаратов Т3 больше нет в аптеках. Нет аналогов и заменителей. Больным приходится с огромными трудами добывать лекарства за границей, опасаясь нарваться на подделку.
Гипотиреоз — это тяжелое трудно переносимое состояние, а если оно продолжается без адекватного лечения, то приводит к другим тяжелым хроническим болезням — заболеваниям суставов, сахарному диабету, депрессии, проблемам с половой сферой, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
По официальным данным, приведенным доктором медицинских наук, членом-корреспондентом РАН, заведующим кафедрой эндокринологии Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова, профессором Фадеевым В. В. в журнале «Клиническая и экспериментальная тиреоидология», том 8, №2 за 2012 год, до 10% пациентов с гипотиреозом на фоне терапии Т4 с нормальным уровнем ТТГ предъявляют жалобы, которые сходны с таковыми при гипотиреозе. Этому явлению дали название НТВ-П (на тироксине, но все равно плохо). Фадеев не считает это явление проблемой. Он полагает, что гипотиреоз — не болезнь, а образ жизни, и особо обращать внимание на такие мелочи, как недовольство больных лечением, не стоит.
Участников группы очень возмутило равнодушие и несерьезное отношение к этой на самом деле очень серьезной болезни.
Ради оправдания профессора Фадеева необходимо упомянуть, что он выступает за то, чтобы препараты с Т3 были в аптеках, но повлиять на это врачи не в состоянии.
Есть также больные гипотиреозом, которые совсем не могут принимать тироксин без трийодтиронина. Например, Светлана П. из Воронежа после двух лет лечения тироксином стала инвалидом 2-й группы. Вот выписка из истории ее болезни: «На фоне монотерапии Т4 развился гипотиреоз тяжелой степени. Дисциркуляторно-дисметаболическая энцефалопатия, вторичное иммунодефицитное состояние, миокардиодистрофия». Врачебная комиссия несколько раз в течение ряда лет назначала ей комбинированную терапию тироксин+трийодтиронин, но после исчезновения из аптек препаратов с трийодтиронином врачи стали требовать отказаться от Т3 и переходить на ту самую терапию тироксином, которая привела Светлану к инвалидности. Похожая история случилась с Оксаной А. Вот как она сама описывает свою историю:
«Принимала вначале только Т4 в больших дозах 150 мкг. В результате проблемы по-женски, кровотечения, нарушение цикла, кисты в груди, ну и т. д. Меня даже в больницу положили. Через несколько месяцев комбинированной терапии состояние наладилось. Больше я через такое проходить не хочу. Перешла на препарат тиреотом: это Т4, Т3. И вот случилось чудо, начала чувствовать себя полноценным человеком. Родила на нем 2 деток. Хотя до этого лечения гинекологи говорили, что я могу и не стать мамой с моими проблемами. Всё на этом препарате у меня нормализовалось: цикл, память и всё остальное. Вот уже 17 лет я принимаю Т3 и Т4. Сердце в норме. А теперь врач вдруг стала говорить, что Т3 агрессивен для сердца, вызывает возбудимость, агрессию. Но я же его очень долго уже принимаю и являюсь очень спокойным и терпеливым человеком. Работаю с людьми, никто никогда меня не обвинял в грубости или агрессивности. С сердцем тоже всё хорошо. Получается, что все их доводы не обоснованы».
И таких историй в группе очень много. Но тем больным, которые начали принимать комбинированную терапию до ее отмены в России, намного легче. Им сделал назначение врач или даже врачебная комиссия (консилиум). Они знают как принимать лекарства и зачем. А вот тем людям, которым врачи не рассказали о существовании комбинированной терапии, а это подавляющее большинство — им приходится переходить с тироксина на тироксин+трийодтиронин на свой страх и риск: без назначения врача, без врачебного наблюдения. Не с кем посоветоваться, кроме таких же коллег по несчастью.
Врачи осуждают больных за самолечение. Считается, что таким образом больные себе приносят вред. Но как быть в том случае, если больные лишены жизненно важного лекарства по решению врачей, руководствующихся американским гайдом. Трийодтиронин был в списке жизненно важных и незаменимых лекарственных препаратов до 2011 года. Больные гипотиреозом должны принимать эти препараты пожизненно и ежедневно, так же как больные сахарным диабетом 1-го типа — инсулин.
Недоразумение? Непонимание серьезности проблемы? С чем может быть связано такое равнодушие врачей к больным гипотиреозом?
Напомним, что больные гипотиреозом провели два пикета у эндокринологического научного центра Минздрава РФ. Написаны десятки писем в Минздрав, в генпрокуратуру и администрацию президента.