1. Реальная Россия
  2. Археологические находки
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые МГУ узнали, кого в эпоху средней бронзы хоронили с моделью колыбели

Изображение: Михаил Рифтин © ИА Красная Весна
Лаборатория

Пол четверых людей, захороненных в эпоху средней бронзы (III–II тысячелетия до н. э.) с моделями детских колыбелей в трех курганных могильниках Центрального Предкавказья, установили ученые МГУ совместно с коллегами из Института археологии (ИА) РАН, 22 июня сообщает пресс-служба МГУ.

Результаты исследования были представлены в статье «Погребения детей эпохи средней бронзы с моделями колыбелей: определение пола индивидов с использованием протеомного анализа эмали зубов», опубликованной в журнале «Краткие сообщения Института археологии».

Использование в качестве заупокойных даров устойчивого набора предметов было одним из своеобразных погребальных обычаев в среде северокавказской и ранних катакомбных культур Нижнего Подонья, Северо-Западного Прикаспия и степного Предкавказья.

В таком наборе центральное место занимала керамическая модель детской колыбели. Полный набор содержал модель повозки из глины или дерева, модель колыбели, фигурки людей из камня, необожженной глины, керамики или костей птиц и несколько булавок разных видов и из различных материалов, располагавшихся отдельно от остального набора. Другие предметы из него располагались компактной группой в ногах или на небольшом расстоянии от захороненного.

Количество вещей в разных могилах сильно варьировалось. Так, в одном погребальном комплексе модель колыбели была единственным предметом. Но чаще такая модель в погребениях находилась вместе с еще тремя-четырьмя категориями предметов.

К настоящему времени известно около трех десятков комплексов, в которых были обнаружены модели колыбелей. Большинство из них относится ко второй четверти III тысячелетия до н. э.

Специалисты-антропологи выяснили, что верхний возраст тех, кого похоронили с моделями колыбелей, относится к предподростковой группе. Однако при установлении их пола возникли трудности.

Наличие в могилах различных булавок и характерных для женщин типов украшений давало основание говорить о значительном и даже подавляющем приоритете черт женского заупокойного культа. Однако детский характер захоронений с моделями колыбелей и существующая слабая изученность особенностей детского погребального обряда эпохи средней бронзы предостерегала ученых от такой экстраполяции.

При этом использование методов физической антропологии в применении к детским скелетам также не дает однозначного ответа на вопрос о половой принадлежности захороненных, так как особенности скелета, позволяющие диагностировать пол, к этому возрасту еще не сформировались.

Анализ ДНК ископаемых индивидов идентифицирует пол с высокой достоверностью, но затруднен при высоком уровне деградации ДНК. Кроме того, он имеет значительную стоимость.

Исследователи остановили свой выбор на не менее надежном, но более простом и дешевом методе определения пола у детей и взрослых — протеомном анализе (идентификация и количественное определение белков) эмали зубов.

Этот метод позволил ученым установить пол четырех индивидов эпохи средней бронзы, погребенных с моделями детских колыбелей в трех курганных могильниках Центрального Предкавказья. При этом для трех из четырех индивидов пол однозначно был установлен как женский.

У четвертого индивида пол определили как мужской, однако в зубной эмали этого индивида было обнаружено мало фрагментов, уникальных для Y (мужской) изоформы амелогенина, что оставляет поле для дискуссии относительно строгости данного заключения.

Одна из авторов исследования, старший научный сотрудник лаборатории расоведения НИИ и Музея антропологии МГУ кандидат биологических наук Наталия Березина пояснила, что «определение пола у детей — важная и нетривиальная задача, позволяющая выяснить многие детали не только биологических, но и социальных подробностей жизни древних групп».

Проведенное антропологами исследование является пилотным. Далее они намерены значительно увеличить базу источников и определять пол индивидов в других захоронениях молекулярными методами и, прежде всего, — протеомным анализом эмали зубов.

Этот метод наиболее надежен для установления пола неполовозрелых индивидов, а также взрослых, скелет которых плохо сохранился.