logo
  1. Информационно-психологическая война
  2. Социологические исследования
Новость, / Москва

В России все больше гордятся победой в Великой Отечественной войне — опрос

Вечный огонь в Парке Победы. ОмскВечный огонь в Парке Победы. Омск
Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

Итоги социологического исследования по вопросам национальной идентичности россиян 17 января опубликованы на сайте «Левада-Центра».

Авторы исследования отмечают, что представления жителей России о себе в существенной мере связаны с прошлым страны. В 2018 году у 53 процентов респондентов мысли о своем народе, в первую очередь, были связаны с прошлым и историей. Для 35% — с землей и территорией, для 33% — с местом рождения.

При этом доля россиян, считающих, что Россия должна сохранять за собой роль великой державы, постепенно растет. Если в 2016 году она составляла 76%, то в 2018 году — 88%.

Доля респондентов, считающих русский народ великим и имеющим особое значение в мировой истории, составила 62%. В 2017 году — 64%, в 1992 — 13%

Среди событий и явлений в истории страны, вызывающих особую гордость у граждан, выделяются победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (87%), ведущая роль страны в освоении космоса (50%); возвращение Крыма в состав Российской Федерации (45%), а также великая русская литература (40%) и достижения российской науки (37%). Число респондентов, отметивших данные события и явления, возросло по сравнению с 2017 годом.

При этом перестройка и начало рыночных реформ вызывает гордость только у 5% россиян.

Чувство стыда и огорчения у 61% россиян вызывает бедность и неуверенность на фоне богатства страны. Разрушение СССР — у 45% респондентов. Число респондентов, выделяющих данные обстоятельства, выросло в сравнении с 2017 годом.

Напомним, «Левада-Центр» регулярно проводит социологические исследования, посвященные, в самом широком смысле, проблеме национальной идентификации. Подобные опросы — часть исследовательской программы «Советский человек», начатой коллективом «Левада-Центра» под руководством Юрия Левады в конце 80-х годов.