ФНС предложила возможные механизмы внешнего управления иностранных компаний

Д. А. Сикейрос. Национализация нефти (фрагмент). 1940
Д. А. Сикейрос. Национализация нефти (фрагмент). 1940

Расширить возможные механизмы внешнего управления в компаниях с иностранным участием, которые спешно уходят из России, предложила Федеральная налоговая служба, 16 марта сообщает Интерфакс.

Как вариант предложено разрешить временно передавать в доверительное управление государству акции и доли иностранных лиц из недружественных стран, действующих в ущерб интересам зарегистрированной в России компании, продлевая работу внешней администрации при заморозке возможности продажи бизнеса.

ФНС направила в Минэкономразвития свои замечания к законопроекту, позволяющему оперативно вводить внешнее управление в те организации, где более 25% принадлежит иностранным лицам из недружественных стран.

Последняя редакция документа позволяет назначать внешнюю администрацию для крупных компаний, балансовая стоимость активов которых превышает 1 млрд рублей, а в штате работает более 100 сотрудников. В качестве основания для этого служит тот факт, что после 24 февраля 2022 года руководство компаний фактически устранилось от управления или действует в ущерб компании, что может привести к ее необоснованному закрытию, ликвидации или банкротству.

По проекту закона суд сможет назначать внешнюю администрацию в лице госкорпорации «ВЭБ.РФ» или Агентства по страхованию вкладов. За 3-6 месяцев на базе активов прежней структуры должна быть создана новая организация и продана с торгов под обязательство сохранить 2/3 штата и продолжать деятельность не менее года. Если инвесторов не найдется, покупателем выступит государство, прописано в законопроекте.

ФНС предлагает разрешить передавать внешнее управление в упомянутых компаниях не только ВЭБу, но и «иным лицам». Служба считает это полезным из-за неопределенного количества организаций, которым будет назначена внешняя администрация.

Однако правительство должно получить право устанавливать критерии компаний, в которых может вводиться внешнее управление, основываясь на информации о доходах, балансовой стоимости активов, количестве сотрудников и существенности доли производимых товаров и услуг в соответствующей отрасли.

По мнению ведомства, это позволит реагировать на негативные проявления в экономике более оперативно, так как необходимые коррективы будут устанавливаться актом правительства, а не законом.

Аналогичные меры должны быть предусмотрены и для компаний с недружественным иностранным участием, если они имеют существенное значение для стабильности экономики и гражданского оборота РФ или для отдельных отраслей экономики России по установленным кабмином перечню.

В целях оградить от риска введения внешнего управления в компании с квазииностранным участием, когда в действительности за иностранными собственниками стоят российские бенефициары (то есть с владением через офшорные фирмы), ФНС предлагает не ограничиваться вариантом с продажей бизнеса с торгов и обсудить возможность передавать акции и доли иностранцев в доверительное управление России в лице управляющей компании.

При этом собственник отданных в управление акций будет временно ограничен в праве ими распоряжаться, а для сделок с ними потребуется согласие управляющей организации и ФНС.

По мнению ФНС, правительство должно иметь возможность определять ситуации, когда реализация откладывается и полномочия внешней администрации продлеваются, указано в замечаниях ФНС к проекту.

В предыдущей редакции законопроекта не указывалось, получат ли иностранные собственники какие-то средства после продажи компании. ФНС считает, что этот вопрос должен быть урегулирован законом и предлагает, чтобы вырученные на торгах деньги были отправлены собственникам после вычета произведенных расходов и выплат кредиторам, или сохранить их до того момента, когда «исчезнут препятствия по их перечислению».