В Колумбии напомнили о роли США во внутренней политике страны

Изображение: (CC BY-NC-ND 2.0) The Left flickr.com
Густаво Петро
Густаво Петро

Впервые в современной истории в Колумбии пришло к власти левое правительство, что представляет собой испытание для влияния США в Латинской Америке, напомнил Александр Козул-Райт 9 августа в публикации на сайте IPS.

Обозреватель напомнил, что Колумбия была «самым верным союзником Вашингтона в регионе», а в последние годы отношения строились вокруг борьбы с национальными наркокартелями. Несмотря на серьезные усилия по сдерживанию поставок, Колумбия осталась основным источником наркотиков для Соединенных Штатов.

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) недавно подсчитало, что урожай наркотиков в Колумбии достиг рекордного уровня в 2020 году. Это в три раза больше, чем в 2010 году, и в четыре раза больше, чем в начале 1990-х, когда Пабло Эскобар был на пике своей дурной славы.

Согласно отчету Агентства по борьбе с наркотиками США за 2021 год, более 90 процентов определенных видов наркотиков, изъятых в США, поступает из Колумбии. США остаются крупнейшим наркорынком для колумбийского сбыта.

С момента начала спорной «войны с наркотиками» в 1971 году сменявшие друг друга республиканские и демократические администрации предоставили Колумбии военную и экономическую помощь на сумму более 13 миллиардов долларов.

Новый президент Колумбии Густаво Петро входит в число тех, кто осудил стратегию США по борьбе с наркотиками как контрпродуктивную. В частности, он нацелился на поддерживаемые США кампании по фумигации с воздуха для уничтожения плантаций коки.

Он выступает за расширение программ замещения сельскохозяйственных культур, которые предоставляют кредиты, обучение и расширенные права на землю сельским фермерам. Для Петро борьба с насильственной торговлей наркотиками в Колумбии связана с историческим неравенством владения землей в стране.

Он также был ярым критиком колумбийского соглашения о свободной торговле (FTA) с США за то, что оно подтолкнуло фермеров к производству коки и усугубило чрезмерную зависимость Колумбии от ископаемого топлива и экспорта кофе.

В то же время импорт из сильно субсидируемого сельскохозяйственного сектора Америки вытеснил целые сегменты аграрной экономики Колумбии, заставив тысячи фермеров заняться производством коки.

Предвыборная кампания Петро призывала к «умным тарифам» для защиты фермеров Колумбии от импорта из США и, как следствие, преступной деятельности. «Соглашение о свободной торговле, подписанное с Соединенными Штатами, передало сельские районы Колумбии наркоторговцам», — заявил Петро в мае. Более того, он отметил, что «сельскохозяйственное производство не может быть увеличено, если мы не пересмотрим условия соглашения».

Бывший член партизанской группировки М-19, новый президент Колумбии пообещал заняться асимметричными торговыми отношениями в соответствии с земельной реформой и борьбой с торговлей наркотиками. При этом он, скорее всего, столкнется с серьезным сопротивлением со стороны вооруженных сил, которые сами боролись с левыми партизанскими движениями во время 52-летнего гражданского конфликта в Колумбии.

Кроме того, военные играют давнюю роль в «войне с наркотиками», которую возглавляют США. Со своей стороны, Петро обвинил высшее руководство Колумбии в коррупции и нарушениях прав человека даже после заключения мирного договора между правительством и левыми партизанами FARC в 2016 году.

Президент сталкивается с расколотым конгрессом и глубокой враждебностью со стороны землевладельческой элиты. Потребуется умелое маневрирование, чтобы объединить раздробленную страну вокруг своей внутренней политики. И даже если Петро сможет заручиться достаточной национальной поддержкой своих политических целей, ему все равно придется убедить администрацию Байдена отказаться от идеологической приверженности США свободной торговле, считает обозреватель.

Нынешняя геополитическая ситуация также может предоставить Петро «козырную карту». Учитывая осуждение президентом Джо Байденом событий на Украине, он будет осторожен, чтобы не подтолкнуть Колумбию (которую он назвал «стержнем безопасности») «к более тесным объятиям с Кубой и Венесуэлой, которые дипломатически связаны с Кремлем«.

Чтобы еще больше изолировать Россию, Байден, скорее всего, смягчит позицию Америки в пересмотре условий соглашения о свободной торговле с Колумбией.

В прошлом месяце высокопоставленные представители администрации Байдена встретились с Петро, чтобы обсудить, среди прочего, соглашение о свободной торговле.

За последние двадцать пять лет вокруг американо-колумбийских операций по борьбе с наркотиками была создана запутанная сеть правительственной и военной бюрократии. Развестись будет сложно, заключает обозреватель.