Школьников-левшей в Китае оказалось меньше, чем где-либо в мире

Валентин Серов. Дети (фрагмент). 1899
Валентин Серов. Дети (фрагмент). 1899

Менее 1% китайских школьников являются левшами, хотя в мире от 10% до 12% людей предпочитают левую руку. Об этом пишет в июньском номере ежеквартального журнала Endeavour Говард Кушнер, профессор Университета Эмори в Атланте.

Дело не в том, что в Китае меньше людей, рожденных левшами, и не в том, что там обязательно негативно относятся к левшам. Просто быть левшой очень непрактично.

С учетом того, что подавляющее большинство населения являются правшами, а написание некоторых символов требуют правой руки, это то, что побеждает, по крайней мере, когда дело доходит до письма.

Значит, в Китае исчезает леворукость? Вероятно нет, говорит Кушнер, потому что, похоже, нет простой генетической основы для предпочтения той или иной руке.

Более того, исследования, проведенные в Калифорнии, показывают, что среди американцев китайского происхождения такой же процент левшей, как и в остальной части населения США.

Но вряд ли Китай в этом одинок. В других государствах до сих пор существует очень сильное культурное предубеждение против левшей. Во многих мусульманских странах мира, в некоторых частях Африки, а также в Индии левая рука считается грязной, и протягивать ее кому-либо даже для оказания помощи считается оскорблением.

Дискриминация левшей насчитывает тысячи лет во многих культурах, в том числе и на Западе. «В мире нет языка, на котором бы это было не так», — утверждает Кушнер. Даже в английском языке слово sinister (зловещий) происходит от латинского sinistra (левый).

В немецком linkisch ассоциируется с неловкостью. По-русски называться «левым» — синоним ненадежности. В мандаринском языке иероглиф «левый» также означает «странный», «неправильный», «иной», «другой», «противоречащий» или «противоположный».

Тем не менее, леворукие обладают и преимуществом, считают эксперты. У них гораздо меньше проблем с использованием правой руки для выполнения задач, чем у правшей с помощью левой, потому что левши вынуждены учиться работать противоположной рукой.