Кургинян: победа над пандемией несовместима с мещанским «сном на бегу»

Александр Дейнека. Расслабившиеся. 1928
Александр Дейнека. Расслабившиеся. 1928

Корни несовместимого с вызовом пандемии сонного и омещаненного состояния общества уходят в первые советские годы, заявил лидер движения «Суть времени», политолог Сергей Кургинян 3 мая в передаче «Смысл игры — 140» на YouTube-канале «Суть времени».

«Советский коммунизм мог быть благом и мог нести людям высокое содержание только в условиях так называемой линейной мобилизации, то есть очевидной беды: индустриализации, войны, восстановления. После этого начались другие события, началась другая логика. И эта логика — логика желания „пожить“. Но эта логика уже зарождалась в самые первые советские годы», — напомнил Кургинян.

Маяковский в своей пьесе «Клоп» пишет о желании «пожить», овладевшем «бывшим рабочим, бывшим партийцем и ныне женихом» Присыпкиным:

Шел я верхом,
 шел я низом,
строил мост в социализм,
не достроил
 и устал,
и уселся у моста́.
Травка выросла у мо́ста.
По мосту́ идут овечки.
Мы желаем
 очень просто
отдохнуть у этой речки…

По словам лидера «Сути времени», именно этот вирус мещанского покоя поразил советский коммунизм. И чтобы сущностно преодолеть возникшие сейчас перед страной испытания, необходимо понять, как от него избавиться.

«Всё, что связано с коммунизмом, требует, чтобы человек хотел прорваться в неведомое, чтобы он без этого жить не мог. Это называется сила духа. А на научном языке, психологическом, это называется proprium, то есть такое свойство личности, которое всё время бросает в путь, вперед», — подчеркивает Кургинян.

В качестве примера подобного неспокойного человека многие психологи приводили полярного исследователя Руаля Амундсена, который из домашнего покоя и уже заработанной всемирной славы всё время «рвался в эти полярные зоны, рвался в этот воющий ветер, в это неудобство, в этот крайний дискомфорт, в эту необходимость двигаться из последних сил, переламывая всё».

Одиссей в «Божественной комедии» Данте Алигьери говорил о том же: «Неужели мы рождены для скотского благополучия и остающуюся нам горсточку вечерних чувств не посвятим дерзанию выйти на запад, за Геркулесовы вехи — туда, где мир продолжается без людей?..»

«Никогда в советском обществе не был поставлен во главу угла этот proprium, этот новый человек. Это человек, который не захочет, как Присыпкин, отдохнуть у этого моста. Потому что это желание отдохнуть называется гомеостаз. И у людей, у которых нет proprium’а, есть гомеостаз, а любой гомеостаз — смерть коммунизма, смерть нового человека», — подчеркнул Кургинян.

Напомним, 3 июня 2015 в своей статье «После глобализма» Сергей Кургинян предупредил, что какой бы конкретный характер ни приняла катастрофа построенного глобального мира, «она по сути своей будет катастрофой безволия», неспособности ответить на новые вызовы.

По словам лидера «Сути времени», для ответа на вызовы общество должно проснуться по-настоящему, победить в себе инерционное начало и противопоставить ему начало интеллектуально-волевое.