В РПЦ считают, что антинародная пенсионная реформа требует дополнительного обсуждения, без которого давать ей оценку преждевременно

Организаторы ХXVII Рождественских чтений отказались давать моральную оценку пенсионной реформе

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Организаторы XVII Рождественских чтений и Пенсионная реформа
Организаторы XVII Рождественских чтений и Пенсионная реформа
Организаторы XVII Рождественских чтений и Пенсионная реформа

На пресс-конференции, посвященной предстоящим XVII Международным Рождественским образовательным чтениями, представители РПЦ отказались давать оценку пенсионной реформе, 24 января сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

И без того не слишком большой зал для пресс-конференций был заполнен едва ли на треть. Операторов и фотографов было даже больше, чем людей с блокнотами или диктофонами. Первым слово для краткого доклада было предоставлено митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию, который является председателем оргкомитета Рождественских чтений.

Свое выступление митрополит начал с цитирования речи патриарха Кирилла, в которой тот порицал современную постмодернистскую культуру. Она, отрицая наличие каких бы то ни было авторитетов, утверждает, что идеи любого человека и являются истинными. Получившаяся в результате такого подхода «абсолютная автономия человеческой личности» приводит к тому, что общество становится «легко управляемым и внушаемым». Потому что при отсутствии реальных авторитетов человека «легко превратить в инструмент влияния, в том числе, со стороны сил глобального масштаба».

Священнослужитель подчеркнул, что такой взгляд на проблему внедрения постмодернизма в нашу жизнь очень близок «очень многим иерархам церкви, государственным деятелям и очень, очень многим гражданам нашей страны». Именно поэтому основной упор на предстоящих чтениях будет сделан на взаимодействие с молодежью и диалог с ней. Этот контакт будет направлен на «понимание свободы и ответственности молодых людей перед обществом, перед государством, перед своей семьей, перед Богом».

Следом слово взял председатель синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он кратко напомнил о том, что под руководством патриарха Кирилла произошли принципиальные изменения — православная церковь с периферии переместилась в центр общественной жизни. По его словам, прежде церковь допускали к обсуждению некоторых тем, «но, в целом, было очень много сложностей и очень много разговоров, которые ни к чему не приводили». Поэтому, оглядываясь на 10 лет назад, можно «без всякого триумфализма» указать на большие изменения, которые коснулись «церковно-государственных взаимоотношений». Причем это произошло не только в России, но и во многих других странах «экономической ответственности Русской Церкви».

Перечислил господин Легойда и достижения. Среди которых оказались преподавание основ религиозной культуры и светской этики в школах, появление священников в армии и в местах заключения. А кроме того, важным достижением минувшего десятилетия стал закон о возвращении церквям (не только православной, но и другим) имущества религиозного назначения. Не менее важен и процесс отделения церкви от государства, но тут важно сохранить дальнейшее участие религиозного института в общественной жизни. То есть церковь должна продолжать свое социальное служение.

Указал глава синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ и на то, что за последние 10 лет «объем информации, количество материалов в СМИ о Церкви увеличилось почти в 10 раз». Однако эти материалы далеко не всегда комплиментарны, процент негатива сохраняется на одном уровне — порядка 3–5%. Тем не менее в РПЦ наблюдают смещение обсуждаемых тем в сторону вопросов фундаментальных для церковного сознания.

Завершая выступление, Владимир Легойда отметил, что диалог с молодежью сегодня должен вестись на языке, который молодежи понятен: «это значит, что он сегодня не может быть менторским или морализаторским со стороны Церкви».

Третьим слово взял заместитель председателя Государственной думы РФ Петр Толстой. По словам которого, роль Госдумы в будущих чтениях вовсе не случайна: «Последние годы, особенно, последние месяцы коллеги-депутаты Государственной думы, сенаторы все чаще говорят о необходимости поиска идеи, идеологии, если хотите, развития дальнейшего нашей страны, применительно к самым разным проблемам. Как ко внутренним, так и ко внешним. И этот поиск невозможен без участия молодежи, людей, которым предстоит жить и определять будущее России», — подчеркнул депутат.

С сожалением зампред Госдумы отметил, что «практически нет преемственности общих ценностей и отношения к национальным традициям, к моральным устоям. Оно либо негативное, либо… ироническое». Более того, Толстой раскритиковал нынешние ценности, поскольку они являются заимствованными и во многом основаны на возвеличивании потребности в комфорте.

«Вот эта потребность, она возведена в культ. Как и, собственно говоря, многое из заимствованных Россией 30 лет назад абсолютно чуждых, на мой взгляд, нашей стране и нашей русской цивилизации, ценностей. Потребность в удовлетворении своего „Я“, своей свободы и ничьей больше. Отсутствие уважения к свободе других. Отсутствие уважения к мнению других людей. Отсутствие моральных ориентиров. Это… следствие некритичного заимствования чужих ценностей. Как мне кажется, одна из очень больших долговременных и, в то же время, решаемых задач — это серьезный разговор о том, какие должны быть ценности наши. И какие ценности приемлемы для будущих поколений», — заявил Толстой.

После выступлений участников настало время вопросов из зала. Что интересно: они вызывали гораздо больший интерес у самих участников пресс-конференции. Их ответы были значительно более живыми и эмоциональными, чем предыдущие выступления.

Первый вопрос был от агентства ТАСС. Журналисты напомнили слова патриарха Кирилла о том, что до него церковь строила храмы, а целью его служения будет заполнить их людьми. В связи с чем и возник вопрос о том, как решается эта проблема и насколько она выполнена на текущий момент. Взявший слово митрополит Меркурий заявил, что не готов «подводить итоги десятилетиями и пятилетками» и переключился на другую тему.

Тем не менее священнослужитель отметил, что несмотря на то, что в обществе очень сильно стремление к личному комфорту, когда телетрансляции позволяют смотреть службы прямо из дома, людей в храмах становится больше. То есть люди идут в храм, чтобы присутствовать на службе лично. И раз их количество увеличивается, значит «свидетельство Церкви дошло до конкретного человека».

В подтверждение своих слов митрополит прибег к очень неожиданному сравнению: «Я помню, как-то, рассуждая о некоем крахе тотальной коммунизации нашей страны и, вообще, мира, один человек сказал, что коммунистическая идеология потерпела свое поражение в том, что она была рассчитана „на вообще“. А Христианство выиграло потому, что оно обращено к конкретному человеку», — подчеркнул он.

Отметим также дискуссию вокруг пенсионной реформы. На прямой вопрос журналистов, попросивших дать нравственную оценку антинародной реформе, так же прямо служители РПЦ ответить не смогли. Митрополит Меркурий заявил, что прямо ответить не готов, поскольку считает осуществленную властями реформу предметом общественной дискуссии. А после пустился в пространные рассуждения об отношениях церкви, государства и общества.

«Он перед Христом и Евангелием дает обещание не вмешиваться ни в какие политические процессы. Это связано не только с тем, чтобы уберечь Церковь от „гапоновщины“… Это дает священнику возможность свободно высказывать мнение Церкви по всей палитре общественных отношений. … Поэтому я еще раз хотел бы отделить Церковь от политики и вмешательства в политику, вмешательства действующей власти в дела Церкви, но при этом подчеркнуть, что Церковь имеет полное право говорить народу правду о том, что происходит в стране и обществе», — отметил митрополит Ростовский и Новочеркасский.

На помощь владыке пришел Владимир Легойда, по словам которого: «…Политическая власть церкви не нужна. Это противоречит природе церкви… Как совершенно справедливо сказал владыка, церковь не может занимать, одобрять или не одобрять действия какой-либо партии. А, тем более, занимать позицию конкретной партии». А после и вовсе перевел разговор на другие темы.

«Есть очень тонкий момент. Потому что часто нас вопросом подталкивают, опять же, к тому, чтобы Церковь заняла какую-то позицию. Или стала высказываться на темы, например, узко экономические, которые не являются, не находятся в повестке Церкви. „Каково отношение Церкви к ГМО?“ Почему у Церкви должны быть отношения к ГМО? Синод надо собрать? Или Поместный собор и выразить позицию к ГМО? Да? Нет этого на повестке! Что касается… при этом, конечно, мы взаимодействуем с коллегами из Думы… в том числе и в законодательных вопросах. Когда это касается всех граждан, которые являются нашими прихожанами. Большинство граждан в нашей стране — это прихожане нашей Церкви. И здесь вопрос какой: мы не берем на себя функции государства даже в оценках. Потому те оценки пенсионной реформы, которые звучали, они говорили о том, что, понимая сложность вопроса, что люди не должны пострадать, Церковь призывала властей предержащих к тому, чтобы они, принимая решение, которое находится в их компетенции, сделали все для того, чтобы это не отразилось на людях», — уточнил Легойда.

В заключение отметим, что, получив внятные ответы на техническую сторону предстоящих Рождественских чтений, на по-настоящему интересующие общество вопросы ответов получить не удалось. Заявляя о себе, как о нравственном камертоне, священнослужители тем не менее уклонились от прямых нравственных оценок антинародной пенсионной реформы, обрушившей жизни наших сограждан.