1. Экономическая война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Адвокат обвинил ватиканский «процесс века» в поиске козлов отпущения

Изображение: (cc) Walkerssk
Рим. Ватикан. Италия.
Рим. Ватикан. Италия.

Реальный выбор, стоящий перед коллегией судей, рассматривающих дело о хищении $350 млн в Банке Ватикана — это выбор между тем, чтобы признать произошедшее «заговором» высокопоставленных чиновников Святого престола или же признать вопиющую некомпетентность финансовых служб Ватикана. Об этом 20 октября сообщает американский католический портал Crux.

По мере того, как «суд века» в Ватикане приближается к ожидаемому завершению, становится всё более очевидным, что при вынесении вердикта коллегия из трех судей, слушающая дело, должна принять решение не о вине или виновности подсудимых, а выбрать одну из двух конкурирующих версий, которые вкратце можно охарактеризовать как «заговор» и «некомпетентность», отмечает издание.

Согласно первой версии, это история, рассказанная главным прокурором Ватикана Алессандро Дидди, представляет по сути собой рассказ о крупномасштабном преступном заговоре с целью обмануть Ватикан. Заговоре, в котором участвовали теневые итальянские финансисты, коррумпированные чиновники и советники Ватикана и, наконец, причем не в последнюю очередь, бывший глава администрации Папы, итальянский кардинал Анджело Беччу — на тот момент третье лицо в иерархии Святого престола.

В альтернативном изложении, выдвинутом стороной защиты и озвученном в форме эпиграммы адвокатом Катальдо Интриери, представляющим интересы бывшего финансового чиновника Государственного секретариата Ватикана Фабрицио Тирабасси, это звучит так: «Плохая инвестиция — это не преступление».

«Совершение преступления означает действие с намерением», — настаивает Интриери.

Он утверждает, что то, что произошло со спорной покупкой бывшего склада Harrod’s в Лондоне за $400 млн, было не результатом сложной макиавеллианской схемы, а скорее смесью недопонимания, неверных суждений и поспешности, допущенных людьми, которые часто были просто некомпетентны.

Как только дела пошли плохо, утверждает эта версия, взаимные обвинения и поиск виновных внутри системы привели к нынешнему судебному процессу, который направлен не столько на поиск справедливости, сколько на поиск козлов отпущения.

По сути, всё сводится к правдоподобности произошедшего. Другими словами, что более вероятно, что некая клика, состоящая из людей, некоторые из которых даже никогда в жизни не встречались, спланировала и осуществила весьма изощренное преступление — или же, что в таком маленьком и закрытом мире, как Ватикан, люди, которые получили свои посты не в силу профессиональных качеств и компетентности, а из-за личных связей, просто облажались?

Интриери настаивает на том, что последнее гораздо ближе к истине.

«Вся реконструкция переговоров относительно здания в Лондоне [прокуратурой Ватикана] — это грандиозный заговор, в котором все соревновались, колоссальное мошенничество, которое затем привело к вымогательству», — заявил Интриери.

«Но это реконструкция постфактум», — сказал он. «В то время никто не думал, что они были частью грандиозного заговора».

Он также отметил, среди прочего, что за два года расследований и судебных слушаний так и не было доказано, что большинство обвиняемых когда-либо получили какую-либо прямую финансовую выгоду от своих предполагаемых преступлений.

Интриери сказал, что с самого начала нынешний судебный процесс рассматривался как символ более широких усилий по финансовой реформе под руководством папы Франциска, призванных положить начало новой культуре прозрачности и подотчетности в Святом престоле.

«Проблема символических процессов, от Нюрнберга до Mani pulite, заключается в том, что зачастую инструмент судебного разбирательства подавляет логику закона, и „символ“ в этом типе процесса слишком легко становится обвиняемым, рискуя создать козлов отпущения», — подчеркнул адвокат.

Mani pulite, или операция «Чистые руки», относится к серии судебных расследований и судебных процессов в Италии в 1990-х годах, которые выявили широко распространенную политическую коррупцию.

Интриери обратился к социологии, чтобы объяснить, что, по его мнению, на самом деле происходит в нынешнем обвинении: «Когда система вступает в кризис из-за того, что ей не хватает способности к самокритике и она неспособна управлять своими внутренними конфликтами, выбор сакральной жертвы становится трудным, хотя это самое быстрое решение для восстановления утраченного равновесия».

По его убеждению, нынешнее «дело века» отражает именно такие внутренние конфликты, начавшиеся с жалобы чиновника банка Ватикана, каковая и спровоцировала ряд других обвинений.

Суть, по мнению Интриери, заключается в том, что криминализация действий подчиненных, которые просто думали, что выполняют волю своего начальства, как бы плохо они ни выполняли эти желания, нарушает как правовую целостность, так и здравый смысл.

Напомним, 20 октября суд должен заслушать адвокатов, представляющих юриста Николу Сквиллаче, который был привлечен для консультирования Ватикана по вопросам лондонских инвестиций и теперь обвиняется в растрате средств и мошенничестве.

Другой адвокат, представляющий интересы Тирабасси, должен представить свои заключительные аргументы 6 декабря.