Кости древних существ открыли ученым тайну климата на Земле прошлого

Изображение: (сс)
Останки динозавра
Останки динозавра

Разница чередующихся слоев в костях древнейших ископаемых живых существ позволила ученым проанализировать климат миллионы лет назад, об этом 8 сентября сообщает научный ресурс Phys.org

Panthasaurus maleriensis жил около 225 миллионов лет назад на территории современной Индии. Это предок современных амфибий, который считается самым загадочным представителем метопозавридов. Палеонтологи из университетов Бонна (Германия) и Ополе (Польша) исследовали окаменелую костную ткань и сравнивали ее с другими представителями семейства, также датируемыми триасом. Они обнаружили фазы более медленного и быстрого роста кости, которые, по-видимому, зависели от климата. Результаты данных исследований были опубликованы в журнале PeerJ.

Темноспондильные земноводные относятся к предкам современных земноводных. Эта группа животных вымерла около 120 миллионов лет назад в раннем меловом периоде. темноспондили также включают в себя метопозавриды, группу земноводных, которая жила исключительно в позднем триасе около 225 миллионов лет назад. Останки этих животных есть почти на всех континентах. В Европе они встречаются в основном в Польше, Португалии, а также на юге Германии.

Panthasaurus maleriensis — это самый загадочный представитель метопозавридов на сегодняшний день. Данный вид жил на территории современной Индии, недалеко от города Бояпалли. «До сих пор практически не было возможности для исследования, потому что к окаменелостям было очень трудно получить доступ», — объясняет Эльжбета Тешнер из Университета Ополе, которая работает над докторской степенью по палеонтологии в исследовательской группе профессора доктора Мартина Сандера в университете Бонна.

Исследователи из университетов Бонна и Ополе вместе с коллегами из Индийского института в Калькутте (Индия) впервые исследовали ткань ископаемых останков метопозавра из Южного полушария. Амфибия, напоминавшая крокодила, могла вырастать до трех метров в длину.

«Исследуемый образец относится к Panthasaurus maleriensis и был обнаружен в Центральной Индии», — отмечает Тешнер в отношении названия. До сих пор у ископаемых останков была исследована морфология только на основе их внешней формы. «Гистология как исследование тканей, с другой стороны, дает нам ценную информацию о внутренней части кости», — сказал доктор Дорота Конецко-Майер из Института наук о Земле Боннского университета. Гистологические данные могут использоваться для заключения о возрасте, среде обитания и даже климате в течение жизни животного.

Гистологические исследования показали, что у молодых животных был очень быстрый рост костей, который с возрастом уменьшался. На индийском участке, где были обнаружены кости, были найдены как кости молодых, так и взрослых животных, в отличие от Красейюва (юго-западная Польша), где были обнаружены только молодые животные.

Геологические и геохимические данные показывают, что поздний триас состоял из чередующихся засушливых и дождливых периодов, как в нынешнем муссонном климате Индии. «Эта последовательность также отражена в изученном материале», — говорит Тешнер. «Есть фазы быстрого роста, известные как зоны, и фазы замедления, известные как кольцевые пространства». В норме все еще можно наблюдать линии застоя в костях, которые развиваются во время неблагоприятных фаз жизни, например, в очень жаркое или очень холодное время года.

У Panthasaurus maleriensis рост тела никогда не прекращается полностью. Польский Metoposaurus krasiejowensis показывает такое же чередование зон и колец в одном жизненном цикле и отсутствие линий застоя, тогда как марокканский представитель метопозавров Dutuitosaurus ouazzoui показывает линии застоя, то есть полную остановку роста, в каждом жизненном цикле.

Различные фазы роста костей позволяют сравнивать климатические условия. Это означает, что климат в позднем триасе был бы мягче в Центральной Индии, чем в Марокко, но не таким мягким, как на территории, которая сегодня принадлежит Польше. «Таким образом, ископаемые кости открывают окно в доисторическое прошлое», — считает Сандер.