1. Социальная война
  2. Образование в России
Якутск, / ИА Красная Весна

В России запустят портал для изучения языков коренных народов Севера

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Флюгер-петушок
Флюгер-петушок

Образовательный портал и учебные пособия для изучения языков коренных народов Севера разработает Федеральный институт родных языков народов России в 2021 году, заявила руководитель Центра кочевого образования Наталья Ситникова 21 февраля в интервью ТАСС.

Ситникова отметила, что более половины детей Якутии являются билингвами — с детства владеют двумя языками. Центр кочевого образования готовит рекомендации по организации обучения таких детей.

Специалисты считают, что для полноценного освоения родного языка дети должны проживать в естественных кочевых условиях, без отрыва от семьи.

«Согласно концепции кочевого образования, дети коренных народов, которые кочуют вместе с семьями, усваивают родной язык в младшем школьном и в дошкольном возрасте. К сожалению, в ряде регионов детей коренных народов в раннем возрасте отдают в интернаты, где они лишены образования на родном языке», — подчеркнула Ситникова.

Уровень владения русским и родным языками зависит от региона. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе дети дома разговаривают с родителями на родном языке и только в начальной школе начинают изучать русский язык.

Во многих регионах не хватает преподавателей и воспитателей, владеющих национальными языками народов Севера. Таких специалистов не готовят. Ситникова подчеркнула, что эту проблему только начали решать.

«Мы должны добиться, чтобы воспитатели и учителя начальных классов могли говорить и преподавать на родном языке», — заявила эксперт.

Согласно данным Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха, из 70 школ в местах компактного проживания коренных народов Севера только в 40 школах изучают родной язык. В большинстве учебных заведений воспитание и обучение в начальной школе ведется на русском или якутском языке. Часто родной язык изучают в школе как иностранный.

Ситникова выразила надежду на поддержку властей в организации целевой подготовки учителей и воспитателей для кочевых школ и детских садов.

Специалист отметила большое количество учебников и художественной литературы на якутском языке, которые выпускают в регионе, и одновременно с этим острую нехватку литературы на языках народов Севера.