1. Экономическая война
  2. Развитие регионов
Интервью ИА Красная Весна /
Важно соблюсти конституционные принципы федерализма и народовластия в случае укрупнения субъектов РФ

Доцент разъяснила правовые нормы в вопросе укрупнения субъектов РФ

Адриан ван Остаде. Адвокат в своем кабинете (фрагмент). 1637 год
Адриан ван Остаде. Адвокат в своем кабинете (фрагмент). 1637 год

Вице-премьер Марат Хуснуллин 27 апреля заявил, что для эффективного развития территорий в России необходимо провести укрупнение субъектов по примеру присоединение Курганской области к Тюменской, или Еврейской автономной области (ЕАО) к Хабаровскому краю.

Как решается вопрос укрупнения субъектов в Российской Федерации в правовом поле ИА Красная Весна разъяснила Евгения Герасимова, к. ю. н., доцент, заведующая кафедрой международного и европейского права БФУ им. И. Канта (вуз — участник проекта 5-100).

По словам эксперта, в правовом поле вопрос укрупнения субъектов РФ решается в рамках образования в ее составе нового субъекта путем объединения двух или более граничащих между собой субъектов. В Конституции эта процедура регламентирована как «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта».

Евгения Герасимова напомнила, что в конституционной истории России есть несколько примеров такого объединения: в декабре 2005 года был образован новый субъект Пермский край (решение об объединении приняли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ), в 2008 году появился Забайкальский край (объединились Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ).

Доцент обращает внимание, что для запуска процесса образования нового субъекта инициатива должна, во-первых, исходить от субъектов, а во-вторых, пройти двойной фильтр.

В первую очередь, совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов страны об образовании в ее составе нового субъекта направляется президенту Российской Федерации, поясняет Герасимова:

«Предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта».

После этого вопрос об образовании в составе России нового субъекта выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с президентом России.

Эксперт уточняет, что в случае поддержки главой государства инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе России нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов.

По утверждению доцента, такая процедура позволяет соблюсти конституционные принципы федерализма, народовластия и предоставить населению субъектов решить данный вопрос с применением форм прямой демократии.

«Вместе с тем, любое изменение статуса субъекта должно исходить, прежде всего, из принципа приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения равноправия, самоопределения народов в России, а также принципа социального государства, и не может быть предметом политической целесообразности или предвыборных обещаний», — подытожила Герасимова.