1. Экономическая война
  2. Мясо из пробирки
Оттава, / ИА Красная Весна

В Канаде задумались о будущем клеточных агротехнологий

Изображение: (сс0)
Биореактор
Биореактор

Только за счет клеточных агротехнологий можно удовлетворить повышающуюся потребность в белковой пище. Такое мнение высказала Деб Старк, бывший заместитель министра сельского хозяйства канадской провинции Онтарио. Об этом 26 октября сообщает новостной портал National Newswatch.

Канада должна справиться с растущим глобальным спросом на белок, который, скорее всего, можно удовлетворить только за счет клеточных агротехнологий, считает Старк.

По словам Старк, которая является членом правления Канадского института агропродовольственной политики (CAPI), сельское хозяйство всегда было подвержено сбоям, но уровень изменений в настоящее время беспрецедентен. «От робототехники до светодиодных ламп с определенным спектром и искусственного интеллекта — почти невозможно предсказать, что будет дальше».

Клеточная агротехника быстро развивается, но общепринятого определения или терминологии не существует. Старк рассматривает это как процесс культивирования клеток животных в лабораторных условиях для создания мяса или морепродуктов, а также использование простых организмов, таких как дрожжи и водоросли, для замены молочных или яичных белков.

Читайте также: Сможет ли культивированное мясо прокормить весь мир?

В связи с ростом мирового спроса на белок альтернативные белки могут заместить от 10 до 20 процентов рынка мяса и молочных продуктов в ближайшие 20 лет, заявила она в серии статей, консультирующих правительство по вопросам сельскохозяйственной политики. «Министры сельского хозяйства должны развивать эти новые технологии, одновременно работая с существующей агропродовольственной системой», — считает Старк.

«Для нового министра сельского хозяйства может возникнуть соблазн передать это дело в ведение департамента экономического развития. В конце концов, клеточные агротехнологии происходят в чанах из нержавеющей стали, а не на земле или в сарае. Этим бизнесом управляют инженеры работающие с протеином и эксперты по ферментации, а не фермеры или упаковщики мяса. Потребности этого сектора аналогичны потребностям любого другого — капитал, таланты и инфраструктура для масштабирования», — добавила Старк.

По ее словам, было бы ошибкой со стороны министров сельского хозяйства не развивать эти новые технологии, одновременно работая с существующей агропродовольственной системой. Клеточные технологии «позволят Канаде уменьшить свою зависимость от сырьевых товаров и экспортировать более дорогостоящие продукты питания. Основное сырье для клеточной агротехники включает белки и сахара, для обеспечения которых существующая канадская система хорошо подходит. Помимо экспорта, создание разнообразия в канадской продовольственной системе помогает повысить устойчивость». «COVID научил нас это ценить», — сказала Старк.

Министр сельского хозяйства также должен быть готов к сбоям в животноводстве Канады, которые клеточное производство может вызвать, вероятно, начиная с молочных продуктов и яиц.

«Наконец, и это, возможно, самое главное, эту новую технологию необходимо внедрять вдумчиво, если мы хотим получить все преимущества. Есть вопросы о приемлемости для потребителей. О ее роли в повышении продовольственной безопасности. Нам необходимо понимать весь спектр воздействия на окружающую среду», — говорит Старк.

Сектор необходимо будет регулировать, считает Старк: «Мы должны извлечь уроки из прошлого. Еда сложна и постоянно развивается. Нужно учитывать гораздо больше, чем просто экономику, вкус и питание. Отсутствие учета социальных, культурных, политических и экологических факторов может привести к серьезным неудачам».

Напомним, согласно анализу отраслевого издания Food Navigator, если к 2030 году культивированный белок будет составлять хотя бы 10% мировых поставок мяса, потребуются 4000 фабрик, характеристики которых были рассчитаны Good Food Institute. Чтобы уложиться в срок, нужно уже начинать строить больше одного мегапредприятия в день.

Кроме того, такие объекты будут иметь головокружительную цену — минимум $1,8 трлн. Поэтому специалисты утверждают, что мясо, выращенное на клеточных культурах, может никогда не быть экономически жизнеспособным, даже если это технически осуществимо.

Кроме того, существует мнение, что замещение классического животноводства может привести к ослаблению продовольственной безопасности и потере свободы.

«Будущее культивируемого мяса очень туманно. Не только из-за экономики и биологии, но прежде всего потому, что человек окончательно лишается свободы. Тот, кто самостоятельно не может полноценно прокормиться, тот полностью зависит от воли дяди, а дядя (даже добрый, про злого страшно и думать) зависит от сложности своего производства и логистики поставок. А у коровы „молоко на языке“ (и мясо)», — считает ветеринарный врач-вирусолог Сергей Ильюшенко.