Дорожные указатели о жертвах ДТП в США повысили смертность от автоаварий
Электронные указатели над автомагистралями США, рассказывающие о количестве ежегодных смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий, призваны шокировать людей и побуждать их безопасно управлять автомобилем, но статистики предупреждают: есть убедительные доказательства того, что на деле они вызывают несчастные случаи. Об этом пишет 22 апреля еженедельник Science.
Такие информационные табло установлены во многих штатах США. Джонатан Холл из Университета Торонто в Канаде и его коллеги изучили статистику аварий в Техасе, потому что там электронные уведомления о смертельных исходах ДТП включают только на одну неделю каждого месяца, и это предоставляет достаточно контрольных данных для сравнения.
Ученые учли количество аварий за два года до того, как «устрашающие табло» стали устанавливать, и данные за пять лет после этого. Они обнаружили, что количество аварий на 10 километрах дороги за сообщением о смертельных ДТП увеличилось на 4,5 процента. По всему Техасу это выразилось в дополнительных 2600 авариях и 16 смертях в год.
Холл объясняет этот эффект отвлечением внимания и увеличением когнитивной нагрузки водителя при усвоении информации. «Вы видите это и думаете об этом, и поэтому не нажимаете на тормоза так быстро, а эти маленькие ошибки в 1 из 50 случаев, могут привести к аварии», — говорит он.
При этом количество погибших, отображаемое на табло, также по-разному воздействует на водителей — большие цифры вызывают больший шок. В Техасе показатели смертности за минувший год обнуляются в феврале, и в этом месяце фиксировалось значительное снижение числа аварий по сравнению с январем.
Холл говорит, что его команда попросила все штаты, которые показывают такие предупреждающие сообщения, сотрудничать в дальнейших исследованиях, но положительных ответов оказалось немного.
«Если вы задумали провести кампанию по обеспечению безопасности, не так уж сложно сказать: „Эй, давайте случайным образом будем включать такое табло в течение пяти недель из следующих шести месяцев и проанализируем аварии“. Но они этого не хотят делать просто потому, что существует предположение, будто информирующие знаки не могут навредить», — говорит он.