Кончаловский назвал ошибкой Хрущева развенчание культа личности Сталина
Развенчание культа личности Сталина, инициированное советским лидером Никитой Хрущевым, негативно оценил советский и российский режиссер Андрей Кончаловский 11 сентября в ходе общения с журналистами после премьеры фильма режиссера на фестивале «Кинотавр».
«Я думаю, что многие коммунисты после 20-го съезда остались огорчены, и я думаю, это было плохим решением Хрущева. Я согласен с Мао Цзэдуном, который сказал: „Хрущев идиот, он предал коммунизм“», — заявил режиссер.
Он обратил внимание, что в современном Китае, который вышел на передовые позиции, на стенах до сих пор висят портреты Мао, и китайский народ, в отличие от русского, продолжает строить общество на идеях коммунистического вождя.
«Поэтому, я думаю, это было одно из примитивных решений Хрущева, который был настоящим крестьянином. Он не был очень умным человеком. Может, умнее Ельцина, извините меня», — сказал Кончаловский.
Автор согласился с тем, что «оттепель» дала ему свободу для создания его первых фильмов, и сразу же оговорился, что «у свободы должен быть предел».
«Абсолютная свобода не создает ничего, кроме зоопарка. В этом смысле я считаю, что дефицит необходим для того, чтобы человек был человеком. Когда слишком холодно или слишком жарко, человек теряет человеческие черты», — заявил режиссер.
По его мнению, к моменту смерти Сталина члены партии обуржуазились и старались избежать чисток. Они хотели свободы, превращения власти в блага, именно это подтолкнуло Хрущева к осуществлению десталинизации. Этот процесс к 80-м годам привел к тому, что партийная верхушка продалась американцам.
«Я говорю про ведущих представителей правительства, они все были проамериканские, они ненавидели идеологию и хотели легализовать свое богатство, чтобы передать его своим детям. В этом, я думаю, причина развала Советского Союза», — подытожил режиссер.
Напомним, Кончаловский представил на «Кинотавре» свою последнюю киноработу «Дорогие товарищи» о событиях расстрела в Новочеркасске в 1962 году. Главную роль в фильме исполнила супруга режиссера актриса Юлия Высоцкая.