Эксперты: отслеживать пассажиров московского транспорта технически возможно
Слежка за пассажирами московского транспорта с помощью смартфонов технически осуществима, заявили опрошенные РБК эксперты, сообщается 20 октября на сайте агентства.
Подобным образом эксперты дали оценку объявленному Центром организации дорожного движения (ЦОДД) конкурсу на определение поставщика оборудования для отслеживания пассажиропотока через смартфоны. Заместитель руководителя Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин отметил, что этот проект «представляется логичным шагом развития технологий обезличенного мониторинга перемещений пассажиров и оптимизации транспортных потоков».
Тем, кого волнует собственная приватность, он советует пользоваться операционной системой iOS 14 на смартфонах компании Apple, а на смартфонах Android — системой Android 10 и выше, поскольку они уже имеют встроенные функции рандомизации MAC-адресов (специальный идентификатор сетевой карты устройства — прим. ИА Красная Весна) Wi-Fi и Bluetooth.
Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин заявил, что данные можно собирать с тех, у кого включен Wi-Fi, при этом поведение пользователя «не собирается, для этого используют… например, социомонитор». Бегтин объяснил это тем, что операторы и так занимаются этим через сотовые сети. «Но коммерческие игроки собирают это с одной целью — продать вам услуги», — сказал он, добавив, что не понимает, с какой целью сбором данных занимаются власти Москвы.
Бегтин отметил, что, однако, в указанные выше операционные системы встроена функция рандомизации MAC-адресов, «сбивающая с толку» тех, кто отслеживает людей. «То есть сейчас у вас один адрес, потом другой, и вас становится гораздо сложнее отследить», — сказал он. По его словам, такая функция будет доступна всей относительно новой технике.
Напомним, на сайте госзакупок появилась информация о планах мэрии Москвы разработать систему мониторинга передвижений пассажиров с помощью смартфонов. Планируется закупить 220 аппаратно-программных комплексов и установить их на остановках общественного транспорта, чтобы они могли собирать MAC-адреса смартфонов, находящихся рядом с ними.
Система должна будет создавать отчеты о перемещении устройства за день, неделю, месяц и год, а затем эти сведения направятся в единый центр хранения данных департамента информационных технологий Москвы.