«Ура-идиотизм» был порожден стыдом за участие в развале СССР — Кургинян

Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ (фрагмент). 1797–1799
Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ (фрагмент). 1797–1799

«Ура-идиотизм», эта невротическая вера в миф о постсоветском величии России, был порожден стыдом общества и элиты за участие в развале Советского Союза, пишет философ, политолог Сергей Кургинян в статье «Кургинян: „ура-идиотизм“ погубит Россию», опубликованной в газете «Суть времени».

Автор отмечает новое, губительное для страны состояние общественного сознания. Он размышляет о разнице между ура-патриотизмом, когда возможности и достоинства страны преувеличиваются, и явлением, которое он назвал ура-идиотизмом. Люди, охваченные ура-идиотизмом, уже совсем не понимают реального состояния страны и общества.

Читайте также: Кургинян: «ура-идиотизм» погубит Россию | ИА Красная Весна

Кургинян называет ура-идиотизм «невротическим синдромом нового величия» России, который был порожден стыдом за участие общества и элиты страны в добивании СССР.

Политолог отмечает, что Советский Союз, разумеется, пришел к своей гибели уже изрядно расшатанным, потрепанным, с очень проблематичным бытием и состоянием общественного сознания.

«Но добивание СССР, демонтаж советского образа жизни, в котором было много нужного и полезного, построение дикого капитализма, превращение страны в сырьевой придаток ― за всё это, конечно, было стыдно очень и очень многим. И в качестве лекарства от этого стыда за свое соучастие в содеянном вполне пригоден был новый миф о постсоветском величии. Величии разумном, буржуазном, рыночном», — считает Кургинян.

Вера в новое величие России, в ее «вставание с колен», подразумевает отказ от поиска собственного пути страны, от поиска ее исторического призвания. Ура-идиотизм, по словам Кургиняна, декларирует, что постсоветская Россия, будучи крупным национальным государством, якобы способна отстоять свой суверенитет в противостоянии даже со всем совокупным Западом. На этот миф работало признание Южной Осетии и Абхазии, присоединение Крыма, поддержка Донбасса.

Кургинян оценил число невротиков, охваченных ура-патриотизмом, в 50 млн наших граждан. Для сохранения самоуважения они вынуждены загородить мантрой о вставании с колен стыд за участие в развале в страны, за неистовое преклонение перед Западом и за то, что «„мериканец дорогой», что называется, поматросил и бросил».

Именно поэтому невротику не нужна реальность, считает автор. «И когда ему указывают на несомненные черты этой самой реальности, он вопит об очернительстве, козыряет своей особой информированностью о величии ныне существующих Вооруженных сил, обсуждает великолепное состояние наших военно-промышленных чудо-заводов», — отметил политолог.

Кургинян пишет и об элитных невротиках, способных «сначала сочинить картинку, потом ее транслировать по телевидению, а потом, впитывая телеобразы, терять грань между этой картинкой и реальностью». Опасность для страны, по мнению философа, состоит именно в этой упоенной вере элиты в картинку собственного сочинения, в принятие ее за реальность.

Кургинян также предупредил, что уничтожение мантры о вставании с колен, разрушение этого мифа может породить «убийственное уныние». Но только соединение с реальностью и поиск ответа на ее вызов может спасти страну в нынешней трудной ситуации.