Уполномоченный по правам человека в РФ: возврата к смертной казни не будет
Мораторий на смертную казнь будет продлен, заявила уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, комментируя вопрос участника единого урока по правам человека, прошедшего 1 декабря в МГИМО, сообщает официальный сайт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
По мнению Москальковой, не соблюдение протокола №6, который Россия ратифицировала и который предусматривает запрет на смертную казнь, повлечет за собой тяжелые последствия, связанные, в том числе, с членством Российской Федерации в Совете Европы. При этом уполномоченный уточнила, что в России многие желают возвращения смертной казни для лиц, «которые совершили убийство или террористический акт, повлекший человеческие жертвы», однако сама она считает пожизненное заключение «адекватной мерой наказания» за такой тип преступлений.
Напомним, мораторий на смертную казнь в России действует с 1996 года, когда Россия вступила в Совет Европы. Хотя формально смертная казнь не отменена, тем не менее, пока действует мораторий, данная мера наказания не применяется, и в качестве альтернативной меры используется пожизненное заключение. В 2009 году Верховный Суд РФ продлил действие моратория. При этом в российском обществе за отмену моратория выступают как простые граждане, так и официальные лица.
Поддержка населением смертной казни для террористов является в обществе абсолютной. Так, согласно данным ВЦИОМ, со времени введения моратория поддержка смертной казни для террористов среди россиян росла. В 2001 году процент поддержки составлял 72%, в 2004 году — 84%, в 2005 году среди опрошенных ВЦИОМ смертную казнь в отношении террористов поддерживали 96% респондентов. При этом значительная часть россиян в целом поддерживает отмену моратория. Так, по данным ВЦИОМ, в 2009 году за отмену высказывалось 65% опрошенных.
По данным «Левада-центра», в начале 2017 года за мораторий высказывалось лишь 25% граждан и 16% — за полную отмену смертной казни. Интересно, что согласно мнению замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, чаще за мораторий высказываются обеспеченные люди, в том числе жители столицы, где уровень поддержки моратория самый высокий (60%).
Однако при всем при этом власть предпочитает прислушиваться не к мнению своего народа, а к мнению Совета Европы. Потребность элит сохранить всеми правдами и неправдами связи на Западе и возможность вхождения в Запад пока что прорастает и сквозь любые налагаемые этой самой Европой санкции, и сквозь быстро возникающий новый железный занавес.