1. Экономическая война
  2. Охрана окружающей среды
Москва, / ИА Красная Весна

Минтранс предложил штрафовать за перевалку нефтепродуктов вне портов

Изображение: pixabay, cc0
Нефтеналивной танкер
Нефтеналивной танкер
Нефтеналивной танкер

Предложение ввести штрафы за рейдовую перевалку (разгрузку и погрузку загрязняющих веществ с судна на судно) за пределами портов содержится в законопроекте, внесенном в правительство Министерством транспорта РФ, пишет 23 августа газета «Коммерсант».

Ранее Минтранс предложил ограничить рейдовую перевалку вне портов. Речь в первую очередь идет о нефти и нефтепродуктах. Соответствующий законопроект уже внесен в Государственную думу в июне.

Новый законопроект, который будет рассмотрен правительством, содержит поправки в Административный кодекс РФ и предусматривает штрафы за рейдовую перевалку вне порта до 10 млн руб. Штрафовать планируется судовладельцев и капитанов.

За рейдовую перевалку в исключительной экономической зоне РФ гражданам грозят штрафы в 50 тыс.–100 тыс. руб., должностным лицам — 100 тыс.–400 тыс. руб., индивидуальным предпринимателям и компаниям — 0,5 млн–1 млн руб. За разгрузочно-погрузочные операции в во внутренних и территориальных водах, а также в границах портов, где перевалка груза с судна на судно запрещена, штрафы составят 100 тыс. –200 тыс. руб., 0,5 млн –1 млн руб. и 5 млн –10 млн руб. соответственно.

В пояснительной записке к законопроекту дается оценка стоимости перевалки тонны нефти. Перевалка на рейде составляет $5, у причала — 10$.

Отмечается, что в 2020 году в портах Мурманска, Новороссийска, Феодосии и в порту Кавказ совершено 10 тыс. операций рейдовой перевалки наливных грузов общим объемом 99,4 млн тонн. Это составляет, по данным Ассоциации морских и торговых портов, примерно четверть всей перевалки таких грузов. Объем перевалки грузов за пределами портов не приводится.

По словам экспертов, если придется переваливать грузы только в пределах портов, затраты возрастут как для получателя, так и для отправителя, поскольку оба они должны будут заходить в порты и оплачивать портовые сборы, лоцманские услуги, буксирное обеспечение при швартовке и отшвартовке. Кроме того, процесс будет занимать больше времени, чем перевалка в открытом море при нормальных погодных условиях.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, нерегулируемая рейдовая перевалка создает угрозу «аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды». Разработчики законопроекта считают, что в акватории порта грузы будут переваливаться под контролем и при обязательном наличии плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В Минтрансе уточнили, что «возможность перегрузки с судна на судно не исключается, лишь устанавливаются правила ее осуществления, отсутствовавшие ранее».

Президент Ассоциации морского права (RUMLA) Константин Краснокутский пояснил, что штрафы за рейдовую перевалку с нарушениями есть в других странах, например, в Великобритании. Краснокутский отметил, что охрана окружающей среды является лишь предлогом для принятия законопроекта. «Его цель — максимально загрузить портовые мощности», — сказал он.