Польские ультраправые могут стать влиятельной силой в новом правительстве
Крупнейшая ультраправая партия Польши «Конфедерация» быстро поднимается в опросах общественного мнения, 14 августа пишет британская газета The Economist.
За пределами Польши партию «Право и справедливость» (ПиС), правящую в Польше с 2015 года, считают воплощением популистского национализма. Однако партия «Конфедерация» находится еще правее ее на политическом спектре.
Июльские опросы показали, что партия удвоила свою поддержку в этом году, сейчас она составляет 15%. Две более крупные партии, ПиС и центристская Гражданская платформа (ГП), почти наверняка не наберут большинства на парламентских выборах 15 октября. Кто бы ни победил, вероятно, потребуется поддержка "Конфедерации", пишет издание.
"Конфедерация" играет на недовольстве поляков. Замглавы лидера «Конфедерации» Бартломей Пейо говорит, что две крупные партии «не предложили полякам ничего, кроме социальных программ». Он критикует высокую инфляцию (сейчас она составляет 11% в год), карантин из-за пандемии, «псевдоэкологические программы» ЕС и финансовую помощь украинским беженцам.
С другой стороны, "Конфедерация" — это коалиция трех более мелких партий: «Новая надежда», которая наименее радикальна и более эксцентричные «Национальное движение» и «Конфедерация польской короны». В 2018 году лидеры трех групп подписали декларацию о верности католической церкви и «Христу, королю Польши». «Новая надежда» поддерживает ужесточение законов об абортах, упрощение владения оружием и введение смертной казни. Более опасные персонажи партии идут еще дальше: Гжегож Браун, член парламента и лидер Конфедерации призывает к порке геев и отмене демократической системы Польши, которую он называет «российско-германским кондоминиумом под еврейской опекой».
Однако либеральные избиратели поддерживают "Конфедерацию", несмотря на ее культурный консерватизм, отмечает глава социологического агентства IBRIS Марчин Дума. Когда-то большие рейтинги партий, подобных "Конфедерации" считались абсурдом. «Большинство политологов считают, что так оно и есть. Но в Европе в наши дни крайне правые партии, которые начинали как безнадежные, имеют возможность прийти к власти», — пишет издание.