Петербургские писатели: сегодняшней власти честный писатель не нужен

Изображение: (cc) Ministry of Sound Group Limited
Тусовка
Тусовка

Обсуждение доклада писателя, главного редактора издательства «Дума» Анатолия Белинского «Социалистический реализм. Современный взгляд» петербургскими писателями состоялось 21 февраля на заседании секции критики и литературоведения Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Во вступительном слове руководитель секции профессор Герман Ионин задал направление дискуссии: «Насколько можно опереться на прошлое для того, чтобы идти в будущее?» По его мнению, послание президента Путина пробудило у многих мысль о подобной попытке опереться на прошлое для создания чего-то нового.

Анатолий Белинский ответил, что он не ожидает от власти каких-то изменений: «Поживем — увидим». Он предложил перейти к докладу и рассмотреть соцреализм с новой точки зрения. По его мнению, разделение литературы по временным признакам и направлениям очень условно. Вся литература — это реализм, так как по ней можно изучать жизнь людей в каждую эпоху.

Обсуждая возникновение понятия «соцреализм», Белинский отметил, что, хотя этот термин был введен только в 1932 году И. Гронским, русская литература сильно изменилась сразу после революции 1917 года. «Революция привела к огромному всплеску эмоций в огромных массах народа, и это потом нашло отражение в литературе. Кроме уже имевшихся писателей, появились авторы из низов. Они пытались изложить свое видение жизни», — сказал он. Вопреки существующим сегодня взглядам, в 20-е годы партия не вмешивалась в творчество писателей: «ЦК подправлял, но оставлял возможность широкого толкования литературной деятельности».

Белинский рассказал, что Сталин обратил серьезное внимание на литературу после 1925 года, когда завершился период острой политической борьбы в партии. «В то время интеллигенция занимала выжидательную позицию и большевикам были нужны борцы за новый социалистический строй. Термин „социалистический реализм“ возник под влиянием большевиков», — объяснил он. Тогда говорилось только о назначении литературы — «пишите правду», а не о том, как писать.

Писатель утверждает, что, к сожалению, соцреализм стал оружием борьбы внутри писательского сообщества: «Появились эталоны. Многие из них сегодня забыты. Но многие, такие как „Железный поток“, „Конармия“, вовсе нельзя, строго говоря, отнести к соцреализму». Меньше всего, по мнению Белинского, произведений соцреализма среди лауреатов сталинской премии. Более того, «всю советскую литературу нельзя загнать в колонну соцреализма. То, что стали классифицировать, не вина, а беда советской литературы».

Перейдя к периоду перестройки, писатель сказал: «Творческая интеллигенция жаждала перемен, она их получила… У писателя сегодня нет выбора — только приспособиться или исчезнуть… Современным властям не нужно, чтобы до основной массы народа доходило слово о реальной жизни, им не нужен честный писатель».

В ходе обсуждения доклада поэт, прозаик Ирина Моисеева присоединилась к мнению Белинского: «Вся советская литература показывает, что появился новый писатель — не аристократ. Он знал жизнь, и у него было образование. Сейчас такой писатель должен быть уничтожен. К сожалению, сейчас нужен новый писатель — тот, у которого есть свободное время, есть деньги. Который пишет для тусовки».

Ее поддержали другие писатели: «„Точно и честно“ — это и есть реализм».

Заседание завершил Герман Ионин: «Подлинная литература — это реализм. Это такой тип творчества. Если мы не встанем на путь реализма, то погибнем».