В Колумбии энергетические компании заподозрили в финансировании войны
В Колумбии энергетические компании заподозрили в том, что они помогали финансировать гражданскую войну в стране, заявил обозреватель Мэтью Смит в публикации от 27 мая на портале Oil Price.
Обозреватель напомнил, что Колумбия была вовлечена в жестокую гражданскую войну за контроль над огромными природными богатствами страны, включая плодородные сельскохозяйственные угодья, ископаемое топливо и золото, на протяжении более шести десятилетий. Значительные нефтяные и угольные ресурсы раздираемой конфликтами страны оказались в центре кровавой борьбы после серии крупных открытий в 1980-х гг. Обвинения в сговоре между правительством Колумбии, корпорациями, в том числе горнодобывающими и нефтяными компаниями, и правыми военизированными формированиями с целью подавления профсоюзов и оппозиции энергетическим проектам циркулируют десятилетиями. Это включает обвинения в том, что вооруженные силы Колумбии обучали и вооружали военизированные формирования, в то время как корпорации, в том числе национальная нефтяная компания Ecopetrol, финансировали кампании запугивания и убийств. Скандальные показания бывшего старшего командира военизированных формирований Сальваторе Манкузо, который был заместителем командующего Объединенными силами самообороны Колумбии (AUC), и заявления других боевиков снова привлекли внимание к этим обвинениям.
В показаниях Манкузо перед Специальной юрисдикцией мира (JEP) он обвинил крупные корпорации, включая Chiquita Brands, Coca Cola, Drummond и Ecopetrol, в финансировании военизированных групп.
Манкузо, который когда-то был заместителем командира AUC, рассказал в своих показаниях, как энергетические компании Drummond из США, и Ecopetrol поддерживали длительные финансовые отношения с военизированными формированиями. Это было сделано в обмен на защиту их операций от нападений левых партизан. Бывший командир военизированных формирований подробно рассказал, как начальники службы безопасности этих компаний предоставили имена членов профсоюзов, которые затем были убиты боевиками военизированных формирований. Манкузо также утверждал, что военизированные формирования использовались для запугивания и даже убийства лидеров местных общин, правозащитников, юристов, журналистов и защитников окружающей среды, выступающих против энергетических проектов.
Манкузо не единственный, кто выдвинул обвинения в адрес Drummond и его причастности к финансированию правых «эскадронов смерти», действующих во внесудебном порядке при поддержке колумбийского государства. Бывший член военизированных формирований Хайро де Хесус Чаррис Кастро, отбывающий 30-летний срок за убийство, дал показания JEP в апреле 2023 года об убийстве в 2001 году трех профсоюзных активистов Sintraminergetica, профсоюза горняков Колумбии. Чаррис утверждает, что эти убийства были проведены по заказу американской транснациональной угледобывающей компании Drummond, которая с 1985 года работает в Колумбии. Drummond владеет тремя концессиями на добычу полезных ископаемых с двумя действующими угольными шахтами, Приббеноу и Дескансо в департаменте Сезар, а также еще тремя разрабатываемыми предприятиями.
Добыча угля, как и нефти, стала важным экономическим фактором для Колумбии, поскольку к 2000 году ископаемое топливо стало третьим по величине экспортным товаром андской страны по стоимости после кофе и нефти, которые были и остаются крупнейшим легальным экспортом. Добыча угля была не только прибыльной отраслью для Колумбии, от которой действительно получали прибыль политики, в том числе губернаторы департаментов, но также была прибыльной для горняков, готовых рискнуть, инвестируя в раздираемую конфликтами страну. Колумбийские СМИ сообщили, что Чаррис рассказал, как Drummond установил отношения с северным блоком AUC на несколько лет. Чаррис утверждал, что убийства были заказаны владельцем компании Гэри Драммондом и рядом политиков. Он также утверждал, что к ним причастны отставные генералы и полковники колумбийской армии.
Это не первый случай, когда Drummond связывают с убийствами организаторов профсоюзов в Колумбии или обвиняют в принятии какой-либо стороны в затянувшейся многопартийной гражданской войне в Колумбии. В 2007 году в США по гражданскому делу, поданному Объединенным союзом сталелитейщиков и Международным фондом трудовых прав от имени семей убитых профсоюзных лидеров, Drummond был обвинен в пособничестве и подстрекательстве AUC. Дело было в конечном итоге прекращено в 2012 году Окружным судом США, иск был подтвержден Федеральным апелляционным судом в 2014 году. Американский угольщик утверждал, что обвинения ложны и существует сговор лжесвидетелей, который вместе с колумбийскими и американскими юристами стремится обогатиться.
Обвинения Манкузо и Чарриса против Drummond не являются единичным примером. В 2016 году Генеральная прокуратура Колумбии обвинила 194 местные и международные компании в преступлениях против человечности за финансирование военизированных отрядов смерти. Среди них известные национальные и международные компании, включая колумбийскую пивоварню Bavaria, местную компанию по производству напитков Postobón, Coca-Cola, Chiquita Brands и Ecopetrol. Утверждалось даже, что бывший президент Альваро Урибе, которому приписывают успешное подавление левых партизан в Колумбии и восстановление подобия закона и порядка в том, что было жестоким, почти несостоятельным государством, имел связи с AUC.
Манкузо утверждает, что Ecopetrol предоставляла финансирование военизированным формированиям в обмен на ряд обязательств. Включая использование военизированных формирований национальной нефтяной компанией для подавления профсоюзов, защитников окружающей среды и сообществ, выступающих против энергетических проектов, путем запугивания, похищения и убийства. Сговор между военизированными формированиями и Ecopetrol сосредоточился на стратегически важном городе Барранкабермеха, который находится в центре нефтяной промышленности Колумбии и содержит крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод. Есть утверждения, что военизированные формирования, сотрудничающие с армией Колумбии, а теперь и с ныне несуществующей DAS, регулярно совершали набеги на районы города, где, как полагали, проживали гражданские сторонники левых партизан. Эта деятельность якобы достигла своего пика, когда президент Урибе приказал реструктурировать Ecopetrol в 2003 году, чтобы сделать компанию более эффективной, прибыльной и конкурентоспособной с целью листинга на фондовой бирже, что, наконец, произошло в 2007 году.
Манкузо утверждал в своих показаниях, что Ecopetrol производила ежемесячные платежи незаконным вооруженным группам, по сути, нанимая их для защиты трубопровода Caño Limón Coveñas от нападений левых партизан. Нефтяная промышленность Колумбии рассматривалась как законная цель левой Армии национального освобождения (ELN) и FARC. К концу 1980-х годов нефтяные компании, работающие в Колумбии, стали выгодными целями для вымогательства: ELN и FARC получали крупные суммы денег в обмен на то, что они не нападали на устья скважин, не похищали сотрудников и не саботировали отраслевую инфраструктуру.
Трубопровод Каньо-Лимон мощностью 220 000 баррелей в день, который соединяет нефтяное месторождение Каньо-Лимон в департаменте Араука с карибским портом Ковеньяс, был излюбленной целью, поскольку он регулярно подвергался нападениям со стороны партизан. После начала эксплуатации в 1986 году к 2003 году трубопровод подвергся более 900 нападениям. Эти нападения значительно повлияли на объемы добычи и экспорта нефти в Колумбии, поскольку месторождение Каньо-Лимон, доставившее первую нефть в 1986 году, было одним из самых продуктивных месторождений раздираемой конфликтами страны. Подавление партизанских атак на трубопроводы, устья колодцев и другую инфраструктуру имело решающее значение для Колумбии в плане увеличения добычи и экспорта нефти, а также для привлечения капитала, необходимого для разработки нефтяных ресурсов страны.
Именно президент Урибе отвечал за превращение нефтяной промышленности Колумбии в крупнейшую экономическую отрасль, которой она является сегодня, путем проведения благоприятной отраслевой политики, поощрения иностранных инвестиций и устранения юридических, нормативных и общественных препятствий. В период с 2002 г., когда Урибе вступил в должность, и 2010 г., когда он ушел, добыча нефти в Колумбии выросла с менее чем 600 000 баррелей в день до 800 000 баррелей в день, что является самым высоким уровнем с 1999 года. По данным EIA США, это сопровождалось резким сокращением атак на нефтепроводах: в 2010 году было зарегистрировано всего 31 такое происшествие по сравнению с более чем сотней случаев ежегодно в начале 2000-х годов, что привело к резкому росту добычи. Эти цифры показывают, как вмешательство военизированных группировок позволило Колумбии нарастить добычу нефти и, следовательно, ценный экспорт, что способствовало экономическому буму в раздираемой конфликтами стране в то время, когда военные оказались неспособными защитить энергетические активы, многие из которых были уязвимы для атак, потому что они расположены в отдаленных регионах.
Манкузо утверждает, что основным методом, используемым Ecopetrol для оплаты деятельности военизированных групп, было предоставление им возможности красть топливо через незаконные врезки в трубопроводы. Должностные лица национальной нефтяной компании оставляли насосы включенными, несмотря на то, что трубопроводы были перекрыты, что позволяло военизированным формированиям добывать топливо, которое затем продавалось в теневой экономике. Манкузо даже утверждал, что Ecopetrol поставляла необходимые красители для облегчения продажи топлива заправочным станциям. Считается, что этот метод оплаты принес AUC и связанным с ней военизированным группировкам миллионы долларов дохода.